Педагог и наставник – ключевые фигуры формирования образовательно-технологического суверенитета страны

  • Валерий Владимирович Лихолетов Южно-Уральский государственный университет (НИУ) https://orcid.org/0000-0001-7131-7302
  • Асат Гиниатович Абдуллин Южно-Уральский государственный университет (НИУ) https://orcid.org/0000-0002-0804-6148
Ключевые слова: обучение, воспитание, педагог-наставник, образовательно-технологический суверенитет, формы и модели наставничества

Аннотация

Введение. Утрата отечественной системой образования мирового лидерства способствовала резкому падению социального статуса педагога. Дисбаланс сферы воспитания ‒ образования привел к деформации экономики и снижению национальной безопасности государства. Однако начало специальной военной операции по защите жизни мирных граждан Донецкой и Луганской народных республик актуализировало проблему восстановления и наращивания образовательно-технологического суверенитета страны. Цель статьи – анализ актуальных проблем сферы воспитания и обучения молодежи, выявление старых и новых ролей педагога-наставника и степени влияния института наставничества на формирование образовательно-технологического суверенитета страны.
Материалы и методы. При анализе и обобщении наиболее значимых работ, посвященных как проверенным временем, так и новым моделям современного наставничества, а также обосновании и синтезе понятия «образовательно-технологический суверенитет» авторы опирались на исторический и междисциплинарный подходы, принципы «воспитывающего обучения» И. Гербарта, идейное наследие К. Д. Ушинского по «народному воспитанию», наработки отечественных философско-социологических и психолого-педагогических школ, накопленный в стране опыт по воспитанию и обучению молодежи и взрослых людей.
Результаты исследования. Исследование проблемы формирования образовательно-технологического суверенитета страны доказывает, что наставничество как развивающаяся социальная технология улучшает условия локальной циркуляции профессиональной информации в социуме. Адекватное задачам «народного воспитания» и «воспитывающего обучения» оно способствует формированию целостной картины мира у молодежи в ходе прямого обмена культурно-историческими, научно-технологическими, духовно-нравственными знаниями-кодами между субъектами взаимодействия (наставником и подопечным). Модели наставничества хорошо реализуются в управлении, научно-образовательной, производственно-технологической и культурной сферах, в здравоохранении, социальном обеспечении и духовно-религиозной среде, блокируя угрозы национальной безопасности страны.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в научный анализ феномена наставничества как междисциплинарной проблемы, инициируют исследование его новых форм, адекватных условиям цифровизации современного социума. Настоящее исследование может способствовать укреплению отечественного института наставничества и в итоге – наращиванию культурного и образовательно-технологического суверенитета страны.

Биографии авторов

Валерий Владимирович Лихолетов, Южно-Уральский государственный университет (НИУ)

кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры экономической безопасности Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7131-7302, Scopus ID: 56115438500likholetov@yandex.ru

Асат Гиниатович Абдуллин, Южно-Уральский государственный университет (НИУ)

доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии управления и служебной деятельности Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (454080, Российская Федерация, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0804-6148, Scopus ID: 57219331935asatabdullin50@rambler.ru

Опубликован
2023-09-27
Раздел
Исследовательская статья