Раздражительность к людям: типология и механизмы

  • Владимир Георгиевич Маралов ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» http://orcid.org/0000-0002-9627-2304
  • Вячеслав Алексеевич Ситаров АНО ВО «Московский гуманитарный университет» http://orcid.org/0000-0002-8426-7487
Ключевые слова: раздражение, раздражительность к людям, механизмы возникновения раздражительности, оценка соответствия ожиданиям, студент

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления психологических механизмов и закономерностей возникновения раздражительности как фактора, препятствующего развитию способности к принятию другого человека, построению отношений с людьми на ненасильственной основе. Цель статьи – выявление психологических механизмов возникновения раздражительности и типов людей, вызывающих раздражение, у студентов – будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения.
Материалы и методы. В процессе исследования применялись следующие методы: теоретические – анализ, конкретизация, обобщение, типологизация; эмпирические – использовался авторский опросник выявления уровня раздражительности к людям; методы математической статистики – применялся корреляционный анализ с использованием дихотомического коэффициента корреляции Пирсона.
Результаты исследования. Выявлены ведущие факторы построения типологии людей, вызывающих раздражение. Раздражительность возникает в результате взаимодействия оценочно-нейтральных и оценочно-эмоциональных групп факторов. Интеграция этих факторов осуществляется на основе установления соответствия внешнего вида, черт характера, манеры поведения того или иного человека ожиданиям индивида, что в конечном итоге приводит к возникновению раздражительности или отсутствию таковой.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе формирования профессиональных компетенций у студентов, связанных с их умением преодолевать собственную раздражительность, принимать других людей, позитивно выстраивать отношения с ними. Дальнейшая перспектива исследования состоит в изучении влияния раздражительности на характер взаимодействия с людьми, принятие определенной позиции, в разработке психолого-педагогических технологий преодоления раздражительности, что является условием формирования позиции ненасилия у будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения.

Биографии авторов

Владимир Георгиевич Маралов, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет»

профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (162600, Россия, г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5), доктор психологических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9627-2304, vgmaralov@yandex.ru

Вячеслав Алексеевич Ситаров, АНО ВО «Московский гуманитарный университет»

заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВО «Московский гуманитарный университет» (111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8426-7487, sitarov@mail.ru

Опубликован
2018-09-04
Раздел
Психология образования