Раздражительность к людям: типология и механизмы
Аннотация
Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью выявления психологических механизмов и закономерностей возникновения раздражительности как фактора, препятствующего развитию способности к принятию другого человека, построению отношений с людьми на ненасильственной основе. Цель статьи – выявление психологических механизмов возникновения раздражительности и типов людей, вызывающих раздражение, у студентов – будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения.
Материалы и методы. В процессе исследования применялись следующие методы: теоретические – анализ, конкретизация, обобщение, типологизация; эмпирические – использовался авторский опросник выявления уровня раздражительности к людям; методы математической статистики – применялся корреляционный анализ с использованием дихотомического коэффициента корреляции Пирсона.
Результаты исследования. Выявлены ведущие факторы построения типологии людей, вызывающих раздражение. Раздражительность возникает в результате взаимодействия оценочно-нейтральных и оценочно-эмоциональных групп факторов. Интеграция этих факторов осуществляется на основе установления соответствия внешнего вида, черт характера, манеры поведения того или иного человека ожиданиям индивида, что в конечном итоге приводит к возникновению раздражительности или отсутствию таковой.
Обсуждение и заключения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе формирования профессиональных компетенций у студентов, связанных с их умением преодолевать собственную раздражительность, принимать других людей, позитивно выстраивать отношения с ними. Дальнейшая перспектива исследования состоит в изучении влияния раздражительности на характер взаимодействия с людьми, принятие определенной позиции, в разработке психолого-педагогических технологий преодоления раздражительности, что является условием формирования позиции ненасилия у будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения.