Межличностная онлайн- и оффлайн-коммуникация как фактор повышения образовательной мотивации

  • Валерия Евгеньевна Михайлова Многопрофильная Академия непрерывного образования https://orcid.org/0000-0001-5575-2312
  • Ольга Степановна Парц Омский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0003-3131-7759
Ключевые слова: межличностная коммуникация, онлайн- и оффлайн-коммуникация, успешность коммуникации, виртуальная учебная коллаборация, образовательная мотивация

Аннотация

Введение. Онлайн- и оффлайн-форматы межличностной коммуникации широко распространены и удовлетворяют потребность в общении и признании школьников. Вместе с тем вопрос об особенностях использования виртуальной межличностной коммуникации в учебной деятельности, ее потенциалах, формальных и содержательных параметрах остается недостаточно изученным. Цель статьи – анализ возможностей виртуального формата межличностной коммуникации, оказывающего влияние на потребности, источники активности, нормы поведения, состояние ребенка.
Материалы и методы. В ходе эмпирического исследования авторы осуществили диагностику успешности онлайн- и оффлайн-коммуникации у 238 обучающихся школ г. Омска. Параметры изучались у респондентов с использованием комплекса диагностических методик: «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева), Шкала самоуважения Розенберга, методика диагностики мотивационно-смысловых образовании (Ю. М. Орлов, Б. А. Сосновский).
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования было выявлено, что при реализации онлайн- и оффлайн-коммуникации достоверно повышаются все параметры, характеризующие успешность межличностной коммуникации и образовательную мотивацию. Сопоставление ситуаций очной коммуникации и онлайн и оффлайн позволяет говорить, что в обоих случаях межличностная коммуникация имеет цель – развитие учебных, социальных и познавательных мотивов. Однако процесс коммуникации в онлайн и оффлайн не только дополняет личностный план эмоциональным аспектом, но и выходит за пределы школьного образовательного пространства по параметрам «Результат» и «Продукт».
Обсуждение и заключение. Полученные результаты указывают на то, что функционал коммуникаций в виртуальном пространстве открывает более широкие, по сравнению с очным общением, возможности роста образовательной мотивации. Представленные материалы могут быть использованы исследователями поведения детей в виртуальном пространстве, педагогами, реализующими смешанное или онлайн-обучение.

 

Биографии авторов

Валерия Евгеньевна Михайлова, Многопрофильная Академия непрерывного образования

кандидат педагогических наук, начальник отдела научно-методического сопровождения Многопрофильной Академии непрерывного образования (644043, Российская Федерация, г. Омск, ул. Фрунзе, д. 1, корп. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5575-2312mveomsk@mail.ru

Ольга Степановна Парц, Омский государственный педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета (644099, Российская Федерация, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3131-7759pobeda57@yandex.ru

Опубликован
2023-09-27
Раздел
Психология образования