Актуальные исследования в области инклюзивного образования в Мексике

Ключевые слова: инклюзивное образование, подготовка учителей, политика в области образования, право на образование, инвалидность, международные исследования

Аннотация

Введение. Аспекты обучения людей с ограниченными возможностями здоровья в Мексике были постоянной темой в образовательных исследованиях страны, однако его подход в течение последних трех десятилетий был поверхностным и противоречивым. Цель статьи – на основе систематизированного обзора литературы, руководствуясь контрольным списком PRISMA-S, и качественного контент-анализа описать и проанализировать наиболее разработанные темы и подходы в мексиканских исследованиях, опубликованных в индексируемых журналах по образованию людей с инвалидностью за последние девять лет.
Материалы и методы. Поиск источников осуществлялся в нескольких базах данных по ключевым словам на испанском языке, связанным с инвалидностью и инклюзивностью. Полученные результаты были ограничены иберо-американскими журналами, опубликованными в период с 2013 по 2021 гг. Критериями отбора являлись мексиканское авторство (анализ мексиканского контекста), слепая экспертная оценка и принадлежность к области социальных наук. Анализ включал процесс кодирования, фокусирующийся на эпистемическом позиционировании, актуальных темах и преобразующих целях исследования, обеспечивая описательный обзор научных статей.
Результаты исследования. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство научных публикаций представляют собой отчеты об эмпирических исследованиях, подготовленные женщинами ‒ исследователями из государственных университетов Мексики. Значительная часть исследований проводится в парадигме инклюзивного образования, а их цели направлены на изучение условий школ и университетов. В процессе анализа были выделены тематические подпоказатели, среди которых особое место занимают начальная подготовка и повышение квалификации преподавателей, а также политика в области инклюзивного образования. В статье отмечаются некоторые противоречия между выбранным авторами теоретическим подходом и их собственными формами исследования, недостаток социально-критических исследований и острая потребность в средствах для развития трансформационных проектов в мексиканских школах.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут послужить стимулом к расширению международной исследовательской деятельности с целью коллективного улучшения условий образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Биографии авторов

Кэтрин Гахардо, Вальядолидский университет

доктор философии (трансдисциплинарные исследования), магистр (социальные науки), магистр (образовательные исследования и инновации), докторант-исследователь департамента педагогики Вальядолидского университета (40005, Испания, г. Сеговия, Университетская пл., д. 1), бакалавр образования (педагогика) Университета Сантьяго де Чили (9170022, Чили, г. Сантьяго, ул. Бернардо О’Хиггинса, д. 3363), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9972-6116, Scopus ID: 57225348886, Researcher ID: ABA-2067-2020katherine.gajardo@uva.es

Джудит Касерес-Иглесиас, Вальядолидский университет

степень по дошкольному образованию, магистр (социальные науки), доктор философии (междисциплинарные исследования в области образования), докторант департамента педагогики Вальядолидского университета (40005, Испания, г. Сеговия, Университетская пл., д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5831-6986, Scopus ID: 58243467600judith.caceres@uva.es

Ноэлия Сантамария-Кардаба, Вальядолидский университет

магистр (социальные науки), соискатель докторской степени по междисциплинарным исследованиям в области образования, докторант-исследователь департамента педагогики Вальядолидского университета (40005, Испания, г. Сеговия, Университетская пл., д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6864-9330noelia.santamaria.cardaba@uva.es

Ана Фабиола Меса-Кортес, Вальядолидский университет

бакалавр специального образования Нормальной школы специализации им. Умберто Рамоса Лосано (64000, Мексика, г. Монтеррей, ул. Порфирио Диаса), бакалавр психологии Института цифровых технологий штата Пуэбла (75200, Мексика, г. Тепеака, пр. Итальго (дорога в Сан-Лоренсо-ла-Хойя б/н)), магистр прикладных исследований в области образования, докторант-исследователь департамента педагогики Вальядолидского университета (40005, Испания, г. Сеговия, Университетская пл., д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2898-6591anafabiola.meza@uva.es

Опубликован
2023-12-22
Раздел
Академическая интеграция