Актуальные исследования в области инклюзивного образования в Мексике
Аннотация
Введение. Аспекты обучения людей с ограниченными возможностями здоровья в Мексике были постоянной темой в образовательных исследованиях страны, однако его подход в течение последних трех десятилетий был поверхностным и противоречивым. Цель статьи – на основе систематизированного обзора литературы, руководствуясь контрольным списком PRISMA-S, и качественного контент-анализа описать и проанализировать наиболее разработанные темы и подходы в мексиканских исследованиях, опубликованных в индексируемых журналах по образованию людей с инвалидностью за последние девять лет.
Материалы и методы. Поиск источников осуществлялся в нескольких базах данных по ключевым словам на испанском языке, связанным с инвалидностью и инклюзивностью. Полученные результаты были ограничены иберо-американскими журналами, опубликованными в период с 2013 по 2021 гг. Критериями отбора являлись мексиканское авторство (анализ мексиканского контекста), слепая экспертная оценка и принадлежность к области социальных наук. Анализ включал процесс кодирования, фокусирующийся на эпистемическом позиционировании, актуальных темах и преобразующих целях исследования, обеспечивая описательный обзор научных статей.
Результаты исследования. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство научных публикаций представляют собой отчеты об эмпирических исследованиях, подготовленные женщинами ‒ исследователями из государственных университетов Мексики. Значительная часть исследований проводится в парадигме инклюзивного образования, а их цели направлены на изучение условий школ и университетов. В процессе анализа были выделены тематические подпоказатели, среди которых особое место занимают начальная подготовка и повышение квалификации преподавателей, а также политика в области инклюзивного образования. В статье отмечаются некоторые противоречия между выбранным авторами теоретическим подходом и их собственными формами исследования, недостаток социально-критических исследований и острая потребность в средствах для развития трансформационных проектов в мексиканских школах.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут послужить стимулом к расширению международной исследовательской деятельности с целью коллективного улучшения условий образования для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Copyright (c) 2023 Кэтрин Гахардо, Джудит Касерес-Иглесиас
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.