Проблемы языковой и академической адаптации иностранных студентов в России
Аннотация
Введение. В условиях интернационализации высшего образования привлечение иностранных студентов рассматривается как средство усиления страны на международном образовательном рынке.
Статья посвящена изучению проблем языковой и академической адаптации иностранных студентов в России и трудностей, с которыми они сталкиваются во время обучения в российских вузах. Актуальность статьи обусловлена усилением интеграционных процессов, международных связей, конкурирующих тенденций между системами высшего образования в мире.
Материалы и методы. В статье используются данные онлайн-анкетирования и интервью иностранных студентов. Авторами представлены результаты исследования иностранных студентов вузов г. Новосибирска (N = 310), полученных с помощью Google Forms в апреле 2018 г. Исследование проводилось на основе методов социологического опроса, интервью.
Результаты исследования. Были изучены две группы студентов: первая включала учащихся из стран постсоветского пространства (N1 = 256), вторая – из других стран (N2 = 54). По итогам исследования были выявлены общие проблемы: низкий уровень образования в целом, слабая подготовленность по основным и специальным дисциплинам, различие форм и методов обучения. Основным препятствием успешной адаптации иностранных студентов является языковой барьер. Авторы статьи доказали необходимость местных и региональных программ с целью поддержки иностранных студентов – для быстрой и гармоничной адаптации их к новым условиям. В данной работе предложены наиболее эффективные пути преодоления трудностей адаптации: ориентационные программы как отечественные дополнительные образовательные программы, курсы повышения квалификации для преподавателей, обучающих иностранных студентов, услуги и клубы поддержки иностранных студентов.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие теоретико-методологической базы по изучению проблем адаптации студентов из числа иностранных граждан. Представленные в статье результаты исследования имеют большую практическую значимость для организации обучения иностранных студентов в вузе. Статья может быть полезна преподавателям и руководителям российских вузов, международным исследователям.
Copyright (c) 2019 Оксана Александровна Береговая, Вячеслав Иванович Кудашов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.