Смена векторов международного сотрудничества российских вузов в условиях новой геополитической ситуации

  • Лариса Владимировна Константинова Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова https://orcid.org/0000-0002-7969-5356
  • Екатерина Сергеевна Титова Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова https://orcid.org/0000-0002-2639-9502
  • Антон Маркович Петров Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова https://orcid.org/0000-0003-4582-8066
  • Зульфия Алимжановна Троска Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова https://orcid.org/0000-0002-8038-0677
  • Ольга Дмитриевна Никонова Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова https://orcid.org/0000-0002-1117-6955
Ключевые слова: интернационализация вузов, направления международной деятельности вузов, география международного сотрудничества вузов, новая геополитическая ситуация, санкции недружественных стран

Аннотация

Введение. В последние десятилетия благодаря реализации государственной политики активно развивались процессы интернационализации российских вузов. Однако начавшееся в 2022 г. санкционное давление недружественных стран повлияло на организацию международной деятельности отечественных университетов и привело к необходимости поиска новых зарубежных партнеров. Цель статьи – представить результаты исследования по изучению трансформации векторов международной деятельности российских вузов в условиях современной геополитической ситуации; анализ новой географии и форм международного сотрудничества в образовательной, научной и культурно-гуманитарной сферах.
Материалы и методы. При проведении исследования использовался метод контент-анализа новостной информации о международной деятельности, размещенной на сайтах ведущих российских вузов, органов власти и профильных организаций с картографированием результатов. Для характеристики форм международного сотрудничества использовался метод содержательного анализа новостных сообщений. На основе количественных методов анализировались данные статистики. Применялись методы содержательного анализа, систематизации и классификации информации, содержащейся в теоретических источниках, нормативно-правовых актах, информационно-аналитических материалах.
Результаты исследования. Охарактеризован комплекс санкционных ограничений интернационализации российских вузов. Представлены картограммы новой географии их международного сотрудничества, свидетельствующие об активизации работы по налаживанию международных контактов с вузами СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки на фоне происходящего замораживания контактов с западными странами. При этом наибольшее расширение новых международных партнерств, по сравнению с научным сотрудничеством и взаимодействием в культурно-гуманитарной сфере, наблюдается в области образовательной деятельности.
Обсуждение и заключение. Расширение географии международного сотрудничества российских вузов может способствовать минимизации рисков санкционного давления, а также открывать новые возможности для развития долгосрочного международного партнерства и формирования новых мировых центров научно-образовательного превосходства. Материалы статьи могут быть полезны для российских вузов при формировании стратегии международной деятельности в новых геополитических условиях.

 

Биографии авторов

Лариса Владимировна Константинова, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

доктор социологических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7969-5356, Scopus ID: 57207940572, Researcher ID: M-7126-2018kostkas@yandex.ru

Екатерина Сергеевна Титова, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2639-9502, Scopus ID: 57200447054, Researcher ID: V-5066-2018es_titova@inbox.ru

Антон Маркович Петров, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4582-8066, Scopus ID: 57197858076, Researcher ID: T-5756-2018petrov-am2000@yandex.ru

Зульфия Алимжановна Троска, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8038-0677, Scopus ID: 57189096444, Researcher ID: G-5883-2016Troska.za@rea.ru

Ольга Дмитриевна Никонова, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

младший научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова ( 117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1117-6955, Scopus ID: 56426589500, Researcher ID: AAE-6395-2022Nikonova.OD@rea.ru

Опубликован
2023-12-21
Раздел
Международный опыт интеграции образования