Мужчины ‒ воспитатели детского сада в России: признание или тревога?

  • Елена Михайловна Колесникова Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-2174-2524
  • Ирина Александровна Куденко Куденко консалтинг – глобальные услуги по оценке и исследованиям https://orcid.org/0000-0003-2110-8806
Ключевые слова: социология профессий, социология образования, воспитатель дошкольного учреждения, воспитатель-мужчина, российское дошкольное образование, гендерные стереотипы, образование и уход за детьми в раннем возрасте, педагоги-мужчины в воспитании и обучении детей раннего возраста

Аннотация

Введение. Дошкольный и начальный школьный этапы образования остаются почти исключительно «женскими» профессиональными нишами и в течение многих лет такой резкий гендерный дисбаланс в образовательной среде во всем мире считался естественным и не заслуживающим исследования. Ситуация стала меняться в последние два десятилетия, когда все больше исследователей на международном уровне начали изучать различные аспекты участия мужчин в дошкольном образовании. Российское научное сообщество не спешит присоединяться к дискуссии, и российские публикации по данной теме практически отсутствуют. Цель статьи – представить результаты обзорного исследования актуальной ситуации и основ российского дискурса о мужчинах – воспитателях дошкольных учреждений.
Материалы и методы. Авторы использовали разнообразные первичные и вторичные источники информации – официальную статистику, публикации из открытых источников (контент-анализ текстов проекта «Институт групповых пап») и собранные эмпирические данные (опрос 142 студентов Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (2022 г.), мнение директора института А. И. Савенкова) для изучения следующих вопросов: сколько мужчин-педагогов работают в секторе дошкольного образования; как мужчины-воспитатели представлены в общественном и профессиональном дискурсах; какие стратегии применялись для привлечения бóльшего количества мужчин в сектор и насколько успешными они были?
Результаты исследования. Несмотря на ограниченность имеющихся данных выявлена низкая доля мужчин среди воспитателей в России. Для публичного дискурса важно отметить сочетание ссылок на классическую маскулинность и гендерное равенство в конструировании образа мужчины-воспитателя. С помощью целенаправленной образовательной политики препятствия для прихода мужчин в профессию педагога дошкольного образования могут быть уменьшены. При этом стратегии набора и удержания персонала должны устранить специфические для мужчин барьеры – изменение социального имиджа воспитания и обучения детей в дошкольном образовании как женской сферы, улучшение оплаты труда и перспектив карьерного роста для некоторых видов работ в секторе.
Обсуждение и заключение. Полученные авторами выводы вносят вклад в развитие таких направлений научного знания как социология профессий и социология образования, предлагая новое направление анализа и оценки кадров в дошкольном образовании. 

 

Биографии авторов

Елена Михайловна Колесникова, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (117218, Российская Федерация, г. Москва, ул. Кржижановского д. 24/35, корп. 5), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2174-2524, Scopus ID: 57201673823kolesnikova@mail.ru

Ирина Александровна Куденко, Куденко консалтинг – глобальные услуги по оценке и исследованиям

кандидат географических наук, главный эксперт Куденко консалтинг – глобальные услуги по оценке и исследованиям (30173, Германия, г. Ганновер, Бишофсхолер Дамм, д. 40), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2110-8806, Scopus ID: 35148170600irkudenko@googlemail.com

Опубликован
2023-12-22
Раздел
Исследовательская статья