Психологическое развитие дошкольников в проектной деятельности: обзор эмпирических исследований
Аннотация
Введение. Создание условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников через обогащение детских видов деятельности, присущих данному возрастному периоду, является актуальной задачей для современной системы образования. В последнее время наряду с традиционными формами обучения, фронтальной работой и свободной игрой получила широкое распространение проектная деятельность. Для уточнения особенностей, влияющих на организацию проектной деятельности в саду, и ее развивающих эффектов был проведен обзор эмпирических исследований по данной тематике. Цель статьи – представить результаты обзора и определить основные тенденции, ограничения и перспективы изучения проблемы влияния проектной деятельности на психологическое развитие дошкольников.
Материалы и методы. Обзор литературы проведен с использованием метода PRISMA. Было найдено 789 русскоязычных и 687 англоязычных публикаций, соответствующих поисковому запросу. В результате скрининга и отбора 18 исследований включены в дальнейший качественный анализ. Для качественного анализа отобранных исследований использовался валидизированный контрольный перечень вопросов для оценки методологического уровня качества рандомизированных и нерандомизированных исследований (максимальный балл 26).
Результаты исследования. 7 из 18 исследований при оценке их методологического качества удовлетворяли менее половине пунктам контрольного перечня и набрали менее 13 баллов, что говорит о недостаточной надежности полученных результатов. В рамках анализа достаточно достоверно показано, что применение проектной деятельности в дошкольном возрасте может положительно влиять на развитие социальных и исследовательских навыков, познавательных, творческих способностей и связной речи.
Обсуждение и заключение. В рамках обзора выделены основные тенденции в изучении развивающих эффектов проектной деятельности, отражающие возможные направления исследований в данной области. Наиболее перспективным представляется сопоставление развивающего эффекта проектной деятельности с другими формами и методами обучения, что может способствовать определению специфики разных форм обучения и условий их наиболее эффективного применения. Материалы статьи могут быть полезны для планирования исследований в области детского развития, а также при организации проектного обучения в образовательных учреждениях.
Copyright (c) 2023 Валерия Андреевна Плотникова, Александр Николаевич Веракса, Николай Евгеньевич Веракса
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.