Повышение финансовой грамотности студентов: особенности и возможности региональных вузов

  • Резник Семен Давыдович Пензенский государственный университет архитектуры и строительства https://orcid.org/0000-0001-6395-1450
  • Ольга Анатольевна Сазыкина Пензенский государственный университет архитектуры и строительства https://orcid.org/0000-0003-2954-8910
  • Марина Витальевна Черниковская Пензенский государственный университет архитектуры и строительства https://orcid.org/0000-0003-0994-8108
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическая самостоятельность, финансовые практики, студенчество, высшее учебное заведение, региональный вуз, ведущие (федеральные, национальные исследовательские, столичные) вузы

Аннотация

Введение. Несмотря на значительные мероприятия и программы, осуществляемые руководством страны для повышения финансовой грамотности населения, студенты российских вузов остаются все еще недостаточно финансово грамотными. В связи с этим необходима разработка и реализация комплекса внутривузовских образовательных практико-ориентированных технологий, способных повысить финансовую грамотность и экономическую самостоятельность студентов в период вузовского обучения. Цель статьи – показать особенности и возможности региональных вузов страны в решении проблемы повышения финансовой грамотности студенческой молодежи.
Материалы и методы. Исследование проблемы формирования финансовой грамотности студенческой молодежи в период вузовского обучения проведено на основе анкетного опроса 565 студентов из 29 вузов Российской Федерации в мае – июне 2022 г. с помощью специально разработанной анкеты в Google Forms. Обработка результатов анкетного опроса выполнена с применением программы SPSS и использованием метода сравнительного анализа ответов студентов ведущих (федеральных, национальных исследовательских, столичных) и региональных российских вузов, что позволило выявить и проанализировать особенности формирования финансовой грамотности студентов в зависимости от статуса их вуза.
Результаты исследования. Самооценка студентами региональных вузов своей финансовой грамотности показала ее низкий уровень, свидетельствующий о недостаточности или отсутствии у них серьезных знаний в финансовой сфере. При этом студенты понимают важность финансовой грамотности и отмечают готовность участвовать в различных формах обучения по этой проблеме. Для осуществления образовательного процесса, направленного на интенсивное формирование финансовой грамотности студентов, предложена система непрерывного практико-ориентированного формирования финансовой грамотности.
Обсуждение и заключение. Материалы статьи могут быть полезными при организации учебного процесса в вузах для повышения финансовой грамотности обучающихся. В перспективе исследование будет дополнено анализом формирования финансовой грамотности студентов на разных этапах обучения на основе учета влияния возраста, курса обучения студентов и других факторов.

 

Биографии авторов

Резник Семен Давыдович, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (440028, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6395-1450, Scopus ID: 7005971908, Researcher ID: H-4904-2017disser@bk.ru

Ольга Анатольевна Сазыкина, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (440028, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2954-8910, Scopus ID: 6507534345soa02041978@bk.ru

Марина Витальевна Черниковская, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (440028, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Г. Титова, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0994-8108, Scopus ID: 57148206900, Researcher ID: B-4831-2019m.chernikovskaya@mail.ru

Опубликован
2023-09-28
Раздел
Модернизация образования