Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала

  • Наталия Михайловна Великая Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-5532-844X
  • Елена Александровна Ирсетская Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук https://orcid.org/0000-0003-0191-6486
  • Ольга Вячеславовна Китайцева Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0001-7893-8945
Ключевые слова: студент, студенчество, человеческий капитал, образовательные стратегии, профессиональные ориентации

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оптимизации процесса воспроизводства и наращивания человеческого капитала Российской Федерации, где первостепенное место принадлежит образованию. В статье рассматриваются образовательные стратегии российских студентов в современных условиях перехода к шестому технологическому укладу, когда особое значение приобретает становление обучающегося общества и экономики знаний, что требует дополнительных инвестиций в человеческий капитал и образовательный в частности. Цель статьи – описать образовательные стратегии студентов г. Москвы; выявить взаимосвязь следования определенной образовательной стратегии и проектирования будущей жизни студентов в соответствии с выбираемым планом получения образования.
Материалы и методы. Эмпирической базой статьи стали данные социологического исследования «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии», проведенного в апреле – мае 2022 г. методом онлайн-опроса с дополнительной репрезентацией массива по г. Москве. С помощью разведывательного факторного анализа методом главных компонент и вращения Варимакс авторы выделили факторы, позволяющие проинтерпретировать различные образовательные стратегии выбора студентами направления обучения.
Результаты исследования. Сравнивая социальные практики студентов в г. Москве и регионах, выявляя доминирующие факторы при выборе специальности, авторы выделяют индексы выбора специальности, которые определяются разными факторами и ведут к приверженности студентами разных типов образовательных стратегий: рациональной, ближний круг доверия и случайного выбора.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд значимых выводов, которые вносят существенный вклад в понимание структуры социального капитала современной молодежи, где ведущая роль принадлежит образовательному капиталу, а его приращение является важной задачей в процессе обеспечения развития всего российского общества в целом.

 

Биографии авторов

Наталия Михайловна Великая, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

доктор политических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (119333, Российская Федерация, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5532-844X, Scopus ID: 8438345700natalivelikaya@gmail.com

Елена Александровна Ирсетская, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (119333, Российская Федерация, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1), доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125167, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0191-6486, Scopus ID: 57195632910, Researcher ID: L-5385-2016eairsetskaya@fa.ru

Ольга Вячеславовна Китайцева, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета (125047, Российская Федерация, г. Москва, Миусская площадь, д. 6), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7893-8945olga_kitaitseva@mail.ru

Опубликован
2023-12-22
Раздел
Психология образования