Антропологический поворот: культурные практики со-действия развитию сложности Человека

  • Александр Григорьевич Асмолов Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-2319-398X
  • Павел Давидович Рабинович Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-2287-7239
  • Кирилл Евгеньевич Заведенский Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0001-7379-4639
Ключевые слова: антропологический поворот, проект «Ректорий», проектная деятельность, акселератор образовательных практик, родительский университет, развитие и трансформация, сложность, человек, преадаптация

Аннотация

Введение. В статье предлагается подход к преодолению системных разрывов через рефрейминг и реактуализацию области социогуманитарных практик работы с Человеком. Необходимо «сложить» среду интеграции наук и культурных практик развития Человека, конструирования образов коллективно желаемого вероятностного и потребного будущего в ситуациях вызовов сложности, неопределенности и разнообразия. В качестве такой среды и одновременно программы исследований и разработок выступает «Антропологический поворот». Цель статьи – представить ключевые положения программы «Антропологический поворот», обзор оснований, базовых идей и конкретных практических моделей деятельности и системы отношений, необходимых для реализации программы.
Материалы и методы. В работе использовались методы поискового исследования, «исследования действием» (action research), теоретического исследования (идеализация, моделирование, схематизация, конструирование определений и рабочих понятий, историко-культурный и историко-генетический анализ), а также метод эмпирического (количественного) анализа ситуаций и кейсов внедрения (рефлексивный анализ).
Результаты исследования. Предложены и описаны практико-организационные модели, реализующие на практике идеи программы «Антропологический поворот»: историко-эволюционная методология проектирования университетов будущего; социокультурное развитие территорий и технологическое предпринимательство в детско-взрослых сообществах; поиск, развитие и тиражирование гуманитарных практик; семья как институт развития субъектности и идентичности Человека.
Обсуждение и заключение. Описанные подходы и реализованные проекты позволили сконструировать экосистему образовательных решений. С одной стороны, они обеспечивают поддержку развития профессионально-образовательного пространства и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации, создание и распространение перспективных образовательных практик, подготовки профессионалов высокого уровня для социальной сферы, бизнеса, государственного и муниципального управления; с другой – содействуют формированию динамичной и одновременно устойчивой системы реализации непрерывного профессионального развития кадров. Программа «Антропологический поворот» позволила объединить усилия ведущих экспертов из междисциплинарных областей познания человека – психологии, нейрокогнитивных наук, эволюционной биологии, социологии, поведенческой экономики, лингвистики и др.

 

Биографии авторов

Александр Григорьевич Асмолов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2319-398X, Scopus ID: 6602069835, Researcher ID: I-2053-2012agas@mail.ru

Павел Давидович Рабинович, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

кандидат технических наук, доцент, заместитель директора Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2287-7239, Scopus ID: 57188748346, Researcher ID: N-7024-2015pavel@rabinovitch.ru

Кирилл Евгеньевич Заведенский, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

заведующий лабораторией проектного и цифрового развития образования Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7379-4639, Scopus ID: 57197808231kirillzav3@gmail.com

Опубликован
2023-12-21
Раздел
Психология образования