Индивидуализация преподавания иностранного языка для специальных целей
Аннотация
Введение. Проблема эффективного обучения иностранному языку для специальных целей (LSP) студентов неязыковых специальностей и направлений подготовки давно и активно обсуждается представителями академического сообщества не только в России, но и за рубежом. В результате многочисленных и тщательно проведенных исследований выявлены основные проблемы данной ситуации, решение которых видится в специализированной подготовке/переподготовке преподавателей LSP. Однако в академической литературе, посвященной лингвистическому образованию, отсутствует описание конкретных программ, нацеленных на подготовку такого рода лингводидактов. Цель статьи – представить результаты исследования эффективных подходов к обучению LSP и предложить разработанную магистерскую программу «Методы обучения языку для специальных целей» в качестве инструмента для решения обозначенных проблем.
Материалы и методы. Методы исследования включали аналитический обзор работ релевантной тематики российских и зарубежных авторов, а также анализ результатов анкетирования преподавателей иностранного языка в неязыковых вузах. Для определения уровня готовности обучающих к разработке структуры и содержания программ обучения языку для специальных целей и их реализации на практике было проведено анкетирование, в котором приняли участие 81 человек.
Результаты исследования. Разработана программа магистратуры «Методы обучения языку для специальных целей», предназначенная для подготовки выпускников, которые впоследствии будут обучать английскому или русскому языку как иностранному студентов отраслевых вузов. Программа также акцентирует внимание на подготовке будущих преподавателей языка для специальных целей к разработке индивидуального образовательного маршрута, учитывающего уровень владения иностранным языком обучающегося и область его будущей профессиональной деятельности.
Обсуждение и заключение. Представленная магистерская программа, а также предлагаемые в ее рамках дисциплины станут эффективным путем подготовки преподавателей языка для специальных целей, которые сформируют специальные компетенции, обозначенные в статье. В программе предусмотрено использование дистанционных и цифровых технологий для организации самостоятельной работы обучающихся. Разработанная программа магистратуры рассматривается как одно из средств модернизации профессиональной подготовки преподавателей языку для специальных целей, что соответствует потребностям российской системы образования в долгосрочной перспективе.
Copyright (c) 2023 Татьяна Сергеевна Макарова, Евгения Евгеньевна Матвеева, Мария Александровна Молчанова, Елена Александровна Морозова, Наталья Викторовна Буренина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.