Устойчивое образование в высших учебных заведениях и пандемия COVID-19: обзор источников
Аннотация
Введение. Актуальные экологические проблемы, связанные с глобальным потеплением и изменением климата, а также призывы к устойчивому развитию подчеркнули важность устойчивого образования, направленного на подготовку новых поколений к решению всеобщих проблем, стоящих перед человечеством. Все это было подкреплено недавней пандемией COVID-19, вызвавшей всплеск цифровых технологий в образовании. Об интересе к теме устойчивого образования свидетельствует рост числа научных публикаций по этой тематике, индексируемых в базе данных Web of Science, с 22 в 1991 г. до 4 055 в 2022 г. Цель исследования – всесторонний анализ научных источников, связанных с устойчивым образованием в высших учебных заведениях и пандемией COVID-19.
Материалы и методы. Авторы проанализировали обширный массив современной научной литературы по устойчивому образованию и провели обзор источников. Всего из базы данных WoS было извлечено 1 115 результатов по ключевым словам sustainable education и COVID-19, которые были подвергнуты сетевому анализу с помощью программы VOSViewer для выявления доминирующих тенденций, взаимосвязей и сетевой визуализации в межотраслевых исследованиях.
Результаты исследования. Полученные результаты демонстрируют растущий интерес к развитию устойчивого образования во время пандемии, что свидетельствует о смещении акцентов в образовании. Выделено пять основных тематических блоков исследований – обучение студентов в университетах, политические услуги в области здравоохранения, экономические последствия, цели устойчивого развития или высшее образование (с сильным акцентом на студенческий опыт) и институциональные ответные меры. Доказан междисциплинарный характер исследований в этой области, охватывающий здравоохранение, технологии, экономику и социальную политику. Подтверждено, что восприятие темы устойчивого развития уже не является однозначным, а претерпевает изменения в глобальном дискурсе.
Обсуждение и заключение. Проблемы, возникшие в результате пандемии COVID-19, показали, что для успешной работы в постпандемийный период система высшего образования должна переходить на цифровые технологии. Университетам необходимо быть готовыми к будущим изменениям в отрасли, иначе они рискуют остаться позади в постоянно меняющемся ландшафте.
Copyright (c) 2024 Вадим Стриелковски, Елена Николаевна Корнеева, Александр Карлович Нещерет, Людмила Александровна Сундеева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.