Феномен психологического благополучия в контексте удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза
Аннотация
Введение. Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья учащейся молодежи – одна из приоритетных задач развития современного профессионального образования в России. Однако данные последних исследований психологического благополучия студентов медицинского вуза показали средний и низкий уровень его сформированности. Обнаруженная проблема осложняется отсутствием исследований, в которых была бы показана связь между особенностями организации образовательной среды вуза и удовлетворенностью учебной деятельности обучающихся. Это важно для разработки и практической реализации оптимальных условий формирования психологического благополучия студентов медицинского вуза. Цель исследования – определить особенности состояния психологического благополучия студентов медицинского вуза в связи с уровнем их удовлетворенности учебной деятельностью.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие студенты 1, 2 и 5-го курсов медицинского вуза. В качестве диагностического инструментария использованы «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) и «Опросник удовлетворенности учебной деятельностью» (Л. В. Мищенко). Для выделения специфических групп выборки применялся кластерный анализ – иерархическая кластеризация (Hierarchical). Сравнение трех независимых групп осуществлялось с помощью непараметрического критерия Крускала – Уоллиса с последующим выполнением post hoc test (парное сравнение исследуемых групп) по критерию Манна – Уитни с поправкой Бонферрони.
Результаты исследования. Анализ результатов проведенного исследования обнаружил статистически значимые взаимосвязи между шкалами удовлетворенности учебной деятельностью студентов медицинского вуза и их психологическим благополучием. Обучающиеся второго курса продемонстрировали высокие показатели психологического благополучия, самые низкие обнаружены у пятикурсников. Полученные результаты создают предпосылки для осмысления процесса оптимизации образовательной среды медицинского вуза, ориентированной на сохранение и укрепление психического здоровья учащейся молодежи.
Обсуждение и заключение. Выводы по данному исследованию могут быть полезны для управленческого корпуса вуза с целью разработки и реализации оптимальных психолого-педагогических условий организации образовательной среды, а также повышения уровня удовлетворенности в студенческом сообществе всеми компонентами структуры учебной деятельности как одного из основных условий развития психологического благополучия молодежи.
Copyright (c) 2024 Юлия Юрьевна Кочетова, Оксана Геннадьевна Баринова, Наталья Станиславовна Тимченко
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.