Актуальные аспекты методологии развития коммуникативной компетенции наставника в процессе преподавания иностранных языков

  • Светлана Викторовна Шустова Пермский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0002-8318-7864
  • Надежда Ефимовна Буланкина Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования https://orcid.org/0000-0002-4291-6354
  • Любовь Александровна Леонтьева Нижнекамский филиал Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова https://orcid.org/0000-0002-5399-6855
  • Марине Витальевна Ширинян Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) https://orcid.org/0000-0001-7912-5487
Ключевые слова: наставник, наставничество, компетенция, коммуникативная готовность, методическая готовность, управление коммуникациями

Аннотация

Введение. Неотъемлемым показателем наставничества является готовность опытного педагога к передаче опыта. В этой связи особую значимость приобретают совершенствование коммуникативной подготовки наставников и формирование у них готовности к продуктивному взаимодействию с преемниками. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по формированию коммуникативной готовности преподавателей иностранного языка к реализации взаимодействия с преемниками. Для успешной реализации наставничества в образовательной организации целесообразны организация и осуществление не только методического сопровождения, но и коммуникативного. Цель исследования – обоснование модели формирования коммуникативной готовности педагогов ‒ наставников по обучению иностранным языкам с учетом поликультурной специфики региона.
Материалы и методы. Для изучения проблемы проанализирован практический опыт наставничества учителей и преподавателей иностранных языков г. Новосибирска и Новосибирской области; проведены оценка уровня психолого-педагогической готовности учителей к наставничеству в форме заполнения листа самообследования, тестирование уровня коммуникативной компетенции при помощи теста-опросника Б. А. Федоришина «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) и исследование ценностных ориентаций наставников и преемников по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Результаты исследования. По итогам исследования были выявлены основные тенденции в организации системы наставничества в сфере образования (американская «Спонсорское наставничество» и европейская «Развивающее наставничество» модели наставничества), важность передачи опыта молодым педагогам; формы и методы формирования коммуникативной готовности наставников для успешной реализации наставничества. Доказано, что сформированность коммуникативной составляющей наставника способствует эффективному сотрудничеству наставника и его воспитанников, помогает мобильно адаптироваться к быстро меняющимся условиям в профессиональной деятельности, мотивирует к поиску новых форм обучения, обеспечивает развитие критического и самостоятельного мышления.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие системы наставничества для разных сфер профессиональной деятельности, поскольку именно коммуникативная готовность облегчает процессы общения, обмена опытом и контроля профессиональной деятельности между наставником и его подопечным. Материалы статьи будут полезны руководителям образовательных организаций, представителям (сотрудникам) учреждений повышения квалификации и дополнительного образования педагогов.

 

Биографии авторов

Светлана Викторовна Шустова, Пермский государственный национальный исследовательский университет

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры лингвистики и перевода Пермского государственного национального исследовательского университета (614068, Российская Федерация, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8318-7864, Scopus ID: 56028065500, Researcher ID: AAD-8871-2019lanaschust@mail.ru

Надежда Ефимовна Буланкина, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

доктор философских наук, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (630002, Российская Федерация, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4291-6354, Scopus ID: 57221192968nebn@yandex.ru

Любовь Александровна Леонтьева, Нижнекамский филиал Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (423570, Российская Федерация, г. Нижнекамск, пр. Шинников, д. 44б), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5399-6855, Researcher ID: JZE-3399-2024luba156@list.ru

Марине Витальевна Ширинян, Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовского Университета) (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7912-5487, Scopus ID: 57792680400, Researcher ID: AGZ-3245-2022marina1810@mail.ru

Опубликован
2024-03-25
Раздел
Исследовательская статья