Актуальные аспекты методологии развития коммуникативной компетенции наставника в процессе преподавания иностранных языков
Аннотация
Введение. Неотъемлемым показателем наставничества является готовность опытного педагога к передаче опыта. В этой связи особую значимость приобретают совершенствование коммуникативной подготовки наставников и формирование у них готовности к продуктивному взаимодействию с преемниками. Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по формированию коммуникативной готовности преподавателей иностранного языка к реализации взаимодействия с преемниками. Для успешной реализации наставничества в образовательной организации целесообразны организация и осуществление не только методического сопровождения, но и коммуникативного. Цель исследования – обоснование модели формирования коммуникативной готовности педагогов ‒ наставников по обучению иностранным языкам с учетом поликультурной специфики региона.
Материалы и методы. Для изучения проблемы проанализирован практический опыт наставничества учителей и преподавателей иностранных языков г. Новосибирска и Новосибирской области; проведены оценка уровня психолого-педагогической готовности учителей к наставничеству в форме заполнения листа самообследования, тестирование уровня коммуникативной компетенции при помощи теста-опросника Б. А. Федоришина «Оценка коммуникативных и организаторских способностей» (КОС) и исследование ценностных ориентаций наставников и преемников по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Результаты исследования. По итогам исследования были выявлены основные тенденции в организации системы наставничества в сфере образования (американская «Спонсорское наставничество» и европейская «Развивающее наставничество» модели наставничества), важность передачи опыта молодым педагогам; формы и методы формирования коммуникативной готовности наставников для успешной реализации наставничества. Доказано, что сформированность коммуникативной составляющей наставника способствует эффективному сотрудничеству наставника и его воспитанников, помогает мобильно адаптироваться к быстро меняющимся условиям в профессиональной деятельности, мотивирует к поиску новых форм обучения, обеспечивает развитие критического и самостоятельного мышления.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты вносят вклад в развитие системы наставничества для разных сфер профессиональной деятельности, поскольку именно коммуникативная готовность облегчает процессы общения, обмена опытом и контроля профессиональной деятельности между наставником и его подопечным. Материалы статьи будут полезны руководителям образовательных организаций, представителям (сотрудникам) учреждений повышения квалификации и дополнительного образования педагогов.
Copyright (c) 2024 Светлана Викторовна Шустова, Надежда Ефимовна Буланкина, Любовь Александровна Леонтьева, Марине Витальевна Ширинян
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.