Формирование компетентности в области программирования у будущих инженеров- программистов

  • Владислав Сергеевич Круглик Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого https://orcid.org/0000-0002-5196-7241
  • Вячеслав Владимирович Осадчий Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого https://orcid.org/0000-0001-5659-4774
Ключевые слова: будущий инженер-программист, компетентностный подход, профессиональная компетентность, компетентность в области программирования, формы, методы и средства профессиональной подготовки, педагогический эксперимент

Аннотация

Введение. В связи с интенсивным развитием индуст рии программного обеспечения происходит постоянное обновление технологий и языков, применяемых в профессиональном  программировании. Эти процессы актуализируют задачи повышения качества обучения и обеспечения формирования компетентности в области программирования у студентов специальностей, в рамках которых осуществляется подготовка специалистов для отрасли информационных технологий. Целью статьи является освещение результатов научного исследования, направленного на разработку и внедрение в высших учебных заведениях системы подготовки будущих инженеров-программистов к профессиональной деятельности.
Материалы и методы. В работе приняли участие 139 студентов двух университетов Украины. Исследование было организовано с применением метода параллельного эксперимента (сбор данных проводился в контрольной и экспериментальной группах). Для сбора данных об уровне сформированности у студентов компетентности в сфере программирования проведен анализ их успеваемости по ряду профессионально ориентированных дисциплин. Для анализа полученных показателей применялись методы группировки, построения сводных таблиц, графического представления данных. Их достоверность была проверена с использованием критериев Фишера и однородности χ2 Пирсона.
Результаты исследования. Авторы статьи впервые разработали систему подготовки будущих инженеров-программистов к профессиональной деятельности и выполнили экспериментальную проверку эффективности формирования у студентов компетентности в области программирования в рамках данной системы. По итогам проведенного исследования авторы определили, что на констатирующем этапе более трети студентов имели низкий уровень сформированности исследуемой компетентности, что свидетельствовало о недостаточном уровне профессиональной подготовки. По результатам контрольного этапа установлено, что в экспериментальной группе уровень сформированности компетентности в области программирования существенно повысился. Данное исследование расширило представление о концептуальных основах профессиональной подготовки будущих инженеров-программистов в высших учебных зав едениях.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты представляют практическую ценность для научно-педагогических сотрудников вузов при разработке образовательных программ профессиональной подготовки будущих инженеров-программистов, в частности в сфере программирования.

 

Биографии авторов

Владислав Сергеевич Круглик, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого

профессор кафедры информатики и кибернетики Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого (72312, Украина, г. Мелитополь, ул. Гетманская, д. 20), доктор педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5196-7241, Scopus ID: 56006715100, Researcher ID: V-3861-2017, kryglikvlad@gmail.com

Вячеслав Владимирович Осадчий, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Богдана Хмельницкого

заведующий кафедрой информатики и кибернетики Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого (72312, Украина, г. Мелитополь, ул. Гетманская, д. 20), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5659-4774, Scopus ID: 57190217440, Researcher ID: I-8586-2016, osadchyi@mdpu.org.ua

Опубликован
2019-12-17
Раздел
Модернизация образования