Обучение говорению на иностранном языке с наставником-ровесником

  • Елена Александровна Макарова ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» https://orcid.org/0000-0003-3630-1588
Ключевые слова: обучение говорению, наставник, наставничество сверстников, модель наставничества, условно-речевые и речевые упражнения, монолог, диалог

Аннотация

Введение. Проблема организации эффективного обучения иностранному языку в многочисленных и/или разноуровневых группах в условиях постоянного сокращения часов аудиторной работы является актуальной для неязыковых вузов. Ее решение требует междисциплинарного подхода и интеграции современных педагогических, психологических и лингвистических знаний. Цель статьи – экспериментальным путем установить и проанализировать эффективность интерактивного обучения говорению на иностранном языке с наставником-ровесником во время аудиторной работы в неязыковом вузе.
Материалы и методы. В статье рассматривается авторская модель наставничества. В ее основе лежат методы анализа и синтеза накопленных знаний из области зарубежной и отечественной педагогики, психологии и лингвистики, методы отбора языкового и речевого материала, эксперимента и наблюдения, коммуникативный метод обучения говорению.
Результаты исследования. В ходе проведения исследования были сформулированы критерии отбора наставников-ровесников, разработан и внедрен новый структурный компонент наставничества, осуществлена успешная интеграция коммуникативного метода обучения иноязычному говорению в авторскую модель наставничества, выделены этапы обучения говорению, для каждого этапа произведен отбор речевых упражнений.
Обсуждение и заключения. Систематическая организация наставничества, согласованная работа студентов в парах/тройках, следование этапам обучения говорению, языковой материал, соответствующий знаниям и опыту студентов обеспечили 100% включение студентов в работу на уроке, повышение мотивации к изучению иностранного языка, формирование взаимоответственности и взаимопомощи, повышение академической успеваемости наставников и подопечных. Полученные результаты вносят вклад в исследование проблем обучения говорению и мотивируют к дальнейшему изучению наставничества сверстников и постановке дополнительных экспериментов.

Биография автора

Елена Александровна Макарова, ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»

доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3630-1588, Researcher ID: T-7474-2017, helenmak@yandex.ru

Опубликован
2018-09-04
Раздел
Академическая интеграция