Роль социальной микросреды в духовно- нравственном воспитании молодежи как предмет осмысления в педагогике русского зарубежья (1920–1930-е гг.)
Аннотация
Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что духовно-нравственное воспитание в наши дни становится одним из ведущих направлений в образовательной политике государства, поэтому изучение положительного историко-педагогического опыта воспитания подрастающего поколения может оказать большую помощь в реализации политики по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Целью статьи является анализ духовно-нравственного воспитания и его эмоционально-ценностных аспектов, а также влияния социальной микросреды на процесс духовно-нравственного воспитания детей в трудах педагогов и философов русского эмигрантского зарубежья (1920–1930-е гг.)
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили системный подход к пониманию целостного педагогического процесса; научные исследования, посвященные изучению философско-педагогического наследия русской эмиграции (1920–1930-е гг.). Основным методом является теоретический анализ архивных источников, а также педагогической, психологической, философской и исторической, литературы по проблеме, рассматриваемой в статье. Использовались такие методы как ретроспективный, интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия), синтеза и обобщения, анкетирования.
Результаты исследования. Авторами подчеркивается, что изучение работ и опыта ряда педагогов и философов русского зарубежья свидетельствует о том, что они реализовали ряд направлений, отвечающих таким требованиям современной педагогики, как ориентация на воспитание на основе общечеловеческих нравственных ценностей, а также обращение к чувствам и интересам ребенка в процессе воспитания. Ведущим методическим подходом к духовно-нравственному воспитанию является актуализация его эмоциональной сферы ребенка в процессе организации эмоционально-ценностной воспитательной среды, способствующей развитию нравственных чувств.
Обсуждение и заключения. Создание эмоционально-ценностной среды мыслилось в педагогике русского зарубежья как организация педагогически целенаправленного воздействия социальной микро среды на процесс развития нравственных чувств личности воспитанника. Исследование истории педагогики российского зарубежья позволит включить в практику современной российской педагогики комплекс идей и концепций, отражавших общечеловеческие и национальные духовно-нравственные ценности, описанные в трудах и практическом опыте мыслителей и педагогов русской эмиграции (1920–1930-е гг.), что может оказать значительное содействие в решении проблем духовно-нравственного воспитания современной молодежи.