Неэффективные стратегии научной коммуникации: водность текста vs четкость изложения информации в секции «Заключение» диссертационных исследований
Аннотация
Введение. Проблема избыточности использования лексических единиц в академическом письме остается крайне острой. Исследования, реализованные на основе русскоязычного корпуса, критически важны для создания эффективных целевых курсов по академическому письму, соответствующих уникальным потребностям и специализациям университетов. Цель исследования – выявить на основе примеров водности текста в секциях «Заключение» выпускных квалификационных работ и диссертаций факторы, учет которых качественным образом изменит конструирование курсов по развитию навыков академического письма, позволяя эффективно бороться с избыточностью текста на разных уровнях образования.
Материалы и методы. Анализируется корпус из 72 выпускных квалификационных работ и диссертаций на трех уровнях образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура). Рукописи были подобраны в ре- позиториях Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Московского городского педагогического университета. Анализировалась секция «Заключение» как наиболее лаконичная: водность текста критично влияет на ее эффективность. Анализ включал в себя комплексную процедуру извлечения сырых данных, кодирования, концептуализации в процессе итеративных обсуждений и классификации в соответствии с таксономией Брохо.
Результаты исследования. «Невидимая водность» является общей проблемой академического письма на всех уровнях образования. Более специфические формы водности – «избыточность» и «приукрашивание» – чаще встречаются в исследованиях на второй и третьей ступенях образования (магистерские и докторские диссертации). Статья подчеркивает необходимость более глубокого понимания причин использования различных типов водности и их влияния на индекс читабельности и понимание текста. Водность текста оказалась более распространенной в диссертациях кандидатов наук, несмотря на ожидание более высокого уровня навыков академического письма на эти ступени образования.
Обсуждение и заключение. В исследовании подчеркивается системная роль курсов академического письма на всех уровнях образования в снижении многословности текста. Высокий уровень многословия на разных ступенях образования указывает на необходимость разработки эффективных стратегий академического письма. Необходим индивидуализированный подход к обучению академическому письму с учетом конкретных потребностей и задач каждого уровня образования в контексте конкретного университета. Рекомендации и факторы, представленные в тексте, могут послужить основой для разработки курсов академического письма.
Copyright (c) 2024 Елена Викторовна Тихонова, Марина Александровна Косычева, Дарья Александровна Мезенцева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.