Неэффективные стратегии научной коммуникации: водность текста vs четкость изложения информации в секции «Заключение» диссертационных исследований

Ключевые слова: водность в академическом письме, таксономия типов водности, таксономия Брохо, водность в тексте секции «Заключение», академическое письмо, академическая культура

Аннотация

Введение. Проблема избыточности использования лексических единиц в академическом письме остается крайне острой. Исследования, реализованные на основе русскоязычного корпуса, критически важны для создания эффективных целевых курсов по академическому письму, соответствующих уникальным потребностям и специализациям университетов. Цель исследования – выявить на основе примеров водности текста в секциях «Заключение» выпускных квалификационных работ и диссертаций факторы, учет которых качественным образом изменит конструирование курсов по развитию навыков академического письма, позволяя эффективно бороться с избыточностью текста на разных уровнях образования.
Материалы и методы. Анализируется корпус из 72 выпускных квалификационных работ и диссертаций на трех уровнях образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура). Рукописи были подобраны в ре- позиториях Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Московского городского педагогического университета. Анализировалась секция «Заключение» как наиболее лаконичная: водность текста критично влияет на ее эффективность. Анализ включал в себя комплексную процедуру извлечения сырых данных, кодирования, концептуализации в процессе итеративных обсуждений и классификации в соответствии с таксономией Брохо.
Результаты исследования. «Невидимая водность» является общей проблемой академического письма на всех уровнях образования. Более специфические формы водности – «избыточность» и «приукрашивание» – чаще встречаются в исследованиях на второй и третьей ступенях образования (магистерские и докторские диссертации). Статья подчеркивает необходимость более глубокого понимания причин использования различных типов водности и их влияния на индекс читабельности и понимание текста. Водность текста оказалась более распространенной в диссертациях кандидатов наук, несмотря на ожидание более высокого уровня навыков академического письма на эти ступени образования.
Обсуждение и заключение. В исследовании подчеркивается системная роль курсов академического письма на всех уровнях образования в снижении многословности текста. Высокий уровень многословия на разных ступенях образования указывает на необходимость разработки эффективных стратегий академического письма. Необходим индивидуализированный подход к обучению академическому письму с учетом конкретных потребностей и задач каждого уровня образования в контексте конкретного университета. Рекомендации и факторы, представленные в тексте, могут послужить основой для разработки курсов академического письма.

 

Биографии авторов

Елена Викторовна Тихонова, МГИМО МИД России

кандидат исторических наук, доцент, доцент МГИМО МИД России (119454, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8252-6150, Scopus ID: 57208387246, Researcher ID: B-1951-2015etihonova@gmail.com

Марина Александровна Косычева, НИУ ВШЭ

кандидат филологических наук, доцент, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ (101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0328-3109, Scopus ID: 57219614422, Researcher ID: ABB-3567-2020mkosycheva@hse.ru

Дарья Александровна Мезенцева, Российский биотехнологический университет

старший преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации Российского биотехнологического университета (125080, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3330-5289, Researcher ID: IQV-8025-2023mezenceva.d@mail.ru

Опубликован
2024-07-09
Раздел
Точка зрения