Оценка финансовой грамотности российской и зарубежной молодежи и рекомендации по ее повышению

  • Светлана Степановна Артемьева ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» http://orcid.org/0000-0002-4256-9399
  • Владимир Владимирович Митрохин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» http://orcid.org/0000-0002-6000-1342
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое образование, образовательный процесс, образовательная программа, студент, старшеклассник

Аннотация

Введение: исследования показывают, что, несмотря на предпринимаемые меры в области повышения финансовой грамотности, молодежь имеет недостаточный уровень финансовых знаний, который может привести к угрозе личной и общественной финансовой безопасности. Цель статьи – на основе анализа практики повышения финансовой грамотности в России и за рубежом предложить конкретные рекомендации по теоретической и практической подготовке молодого поколения к принятию взвешенных финансовых решений. 
Материалы и методы: применялся анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблеме финансового образования обучающихся, использовались методы сопоставления отечественной и зарубежной педагогической теории и практики, а также разработанные авторами тесты и анкеты для оценки уровня финансовой грамотности студентов и школьников.
Результаты исследования: выявлен недостаточный уровень финансовой грамотности молодежи. Представлена структура новой учебной программы по получению финансовых знаний старшеклассниками и студентами. Предложены рекомендации по применению тестов для оценки уровня финансовой грамотности молодежи: проведена их апробация среди учащихся школ и студентов; доказана их эффективность. 
Обсуждение и заключения: авторы делают выводы, что современные образовательные программы должны отвечать динамично развивающемуся обществу, в котором все большее внимание отводится финансовым аспектам. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных учебных программ по повышению финансовой грамотности в учебном процессе общеобразовательных и высших учебных учреждений. Предложенные рекомендации по организации финансового образования молодого поколения в России будут способствовать формированию финансовых знаний, умений и навыков студентов и школьников. Результаты проведенного исследования могут быть полезны как специалистам в области образования, так и широкой общественности.

Биографии авторов

Светлана Степановна Артемьева, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4256-9399, Scopus ID: 55776026100art.s13@mail.ru

Владимир Владимирович Митрохин, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6000-1342, Scopus ID: 55776848300mitrokhin_vlad@mail.ru

Опубликован
2018-03-30
Раздел
Международный опыт интеграции образования