Реализация интегративного подхода в преподавании американистики в высшей школе
Аннотация
Введение: актуальность исследования обусловлена изменениями в политико-экономической атмосфере мирового сообщества, участием и ролью в нем России и США, необходимостью изучения в этом контексте особенностей мировоззрения и национальных ценностей в условиях кризисных явлений рубежа XX–XXI вв. и их анализа в сравнительной перспективе. Основной целью статьи является теоретико-практическое обоснование концепции построения курса American Studies: Economic, Historical and Cultural Perspectives и наиболее рациональных методов его преподавания студентам экономических факультетов вузов.
Материалы и методы: в основу методологии исследования положены принципы интегративного подхода. Главным методом является системный, подразумевающий включение текстов различных дискурсивных практик в методологическую базу разработанного авторами междисциплинарного курса. Одним из доминантных при обучении студентов представляется метод сравнительно-исторического анализа.
Результаты исследования: впервые предложено научное обоснование создания интегрированного курса, объединяющего в себе историко-литературный, историко-культурный и собственно исторический аспекты. Разработана система вопросов, способствующих осмыслению общественно-политических явлений, проблем экономико-политического и социального характера, и определен комплекс текстов, в которых данные вопросы вербализуются различными средствами языка. Определены методы, активизирующие способность анализировать проблемы и формирующие умение решать их в конкретной профессиональной сфере.
Обсуждение и заключения: практическая апробация разработанного курса показала, что он содействует систематизации и углублению знаний студентов в рамках профессионального цикла, формированию навыков научного и компаративного анализа и общенаучных компетенций в целом, осознанию социальной функции культурных явлений. Дальнейшие разработки в этой области могут быть связаны с усилением компонентов, отражающих взаимодействие языковой и культурной составляющей с феноменами и технологиями новейшего времени, с массмедийной и мультимедийной средой.