Реализация интегративного подхода в преподавании американистики в высшей школе

  • Екатерина Владимировна Чернецова ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» http://orcid.org/0000-0001-5650-4265
  • Елизавета Геннадьевна Маслова ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» http://orcid.org/0000-0002-4196-2594
  • Лукаш Сальски Лодзинский университет http://orcid.org/0000-0002-8641-5893
Ключевые слова: междисциплинарность, интегративный подход, межкультурная коммуникация, научно-художественный дискурс, экономико-политический контекст, социокультурный контекст

Аннотация

Введение: актуальность исследования обусловлена изменениями в политико-экономической атмосфере мирового сообщества, участием и ролью в нем России и США, необходимостью изучения в этом контексте особенностей мировоззрения и национальных ценностей в условиях кризисных явлений рубежа XX–XXI вв. и их анализа в сравнительной перспективе. Основной целью статьи является теоретико-практическое обоснование концепции построения курса American Studies: Economic, Historical and Cultural Perspectives и наиболее рациональных методов его преподавания студентам экономических факультетов вузов. 
Материалы и методы: в основу методологии исследования положены принципы интегративного подхода. Главным методом является системный, подразумевающий включение текстов различных дискурсивных практик в методологическую базу разработанного авторами междисциплинарного курса. Одним из доминантных при обучении студентов представляется метод сравнительно-исторического анализа.
Результаты исследования: впервые предложено научное обоснование создания интегрированного курса, объединяющего в себе историко-литературный, историко-культурный и собственно исторический аспекты. Разработана система вопросов, способствующих осмыслению общественно-политических явлений, проблем экономико-политического и социального характера, и определен комплекс текстов, в которых данные вопросы вербализуются различными средствами языка. Определены методы, активизирующие способность анализировать проблемы и формирующие умение решать их в конкретной профессиональной сфере. 
Обсуждение и заключения: практическая апробация разработанного курса показала, что он содействует систематизации и углублению знаний студентов в рамках профессионального цикла, формированию навыков научного и компаративного анализа и общенаучных компетенций в целом, осознанию социальной функции культурных явлений. Дальнейшие разработки в этой области могут быть связаны с усилением компонентов, отражающих взаимодействие языковой и культурной составляющей с феноменами и технологиями новейшего времени, с массмедийной и мультимедийной средой.

Биографии авторов

Екатерина Владимировна Чернецова, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”»

доцент Департамента иностранных языков ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”» (101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20), кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5650-4265, Researcher ID: P-1159-2015chernetsova.k@gmail.com

Елизавета Геннадьевна Маслова, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4196-2594, Researcher ID: P-1191-2015maslovaeliza@yandex.ru

Лукаш Сальски, Лодзинский университет

доцент Института англистики Лодзинского университета (90-136, Польша, г. Лодзь, ул. Нарутовича, д. 68), кандидат филологических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8641-5893, Scopus ID: 55778726300lukasz.salski@uni.lodz.pl

Опубликован
2018-03-30
Раздел
Непрерывное образование