Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо»

  • Валерий Алексеевич Гуртов ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» http://orcid.org/0000-0002-2442-7389
  • Евгения Александровна Хотеева ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» https://orcid.org/0000-0003-2989-6771
Ключевые слова: профессиональная ориентация, школьник, профессиональное самоопределение, карьерная траектория, эффективность профориентации

Аннотация

Введение: актуальность исследования обусловлена наличием дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг по профессионально-квалификационному составу. Профессиональная ориентация школьников направлена на выбор вуза или колледжа для получения образования, базирующегося на успехах в изучении ими отдельных дисциплин, а не на построение осознанной карьерной траектории личности с учетом востребованности профессий. Цель статьи – обоснование необходимости корректировки ориентиров в ранней профориентации и выстраивания ее на основе проектирования будущей карьерной траектории. 
Материалы и методы: методологическим обоснованием является применение принципа прозрачной информационной среды, выраженного через сравнительный теоретический анализ зарубежных и отечественных подходов к профориентации. В качестве эмпирической базы используются результаты опросов школьников и выпускников колледжей и вузов, сведения государственной и ведомственной статистики о рынке труда и системе образования.
Результаты исследования: разработана и апробирована технология реализации принципа прозрачной информационной среды в виде интернет-ресурса «Моя карьера», позволяющая на каждом уровне пользователя многократно возвращаться к разнообразию возможностей реализации на рынке труда профессиональной направленности личности. Апробирована оценка количественного измерения эффективности профориентации, направленной на построение карьерной траектории. Обоснована логика последовательности профориентационных мероприятий с позиции построения карьерной траектории – от выбора профессии через выбор работодателя к выбору места получения профессионального образования. 
Обсуждение и заключения: результаты исследования будут полезны педагогам, поскольку в них обоснована последовательность действий при реализации профориентационных мероприятий и разработано методическое обеспечение для проведения профориентационных уроков. Развитие и адаптация разработанного инструментария позволяют проводить количественное измерение эффективности профориентационной деятельности. Дальнейшее развитие инструментария будет происходить путем распространения принципа прозрачной информационной среды в другие субъекты Российской Федерации и реализации доступа к интернет-ресурсам с использованием мобильных устройств.

Биографии авторов

Валерий Алексеевич Гуртов, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

директор Центра бюджетного мониторинга ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (185910, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33), доктор физико-математических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2442-7389, Scopus ID: 7003923431, Researcher ID: D-5286-2015vgurt@petrsu.ru

Евгения Александровна Хотеева, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»

младший научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» (185910, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2989-6771jenja-fedorova@petrsu.ru

Опубликован
2018-03-30
Раздел
Непрерывное образование