Анализ педагогических возможностей электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики

  • Игорь Алексеевич Шаршов ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» http://orcid.org/0000-0002-2844-0185
  • Елена Александровна Белова ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» http://orcid.org/0000-0001-9384-2466
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, автодидактика, самостоятельность, автономность, линейный принцип построения, нелинейный принцип построения

Аннотация

Введение: за последние годы дидактические свойства электронных образовательных ресурсов претерпевают значительные изменения, поэтому вопрос об их изучении остается актуальным. Цель статьи – определение содержания и смысла понятия «электронный образовательный ресурс с элементами автодидактики». 
Материалы и методы: методологической базой послужили системный, синергетический, личностно-деятельностный, полилатеральный подходы. Для решения задач исследования применялись теоретические (анализ, синтез, сравнение и обобщение при изучении психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; метод интерпретации; педагогическое моделирование) и эмпирические методы (наблюдение, тестирование, беседа, опрос, анализ результатов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент, метод экспертной оценки).
Результаты исследования: авторами выделены достоинства электронных образовательных ресурсов по сравнению с традиционными. Изучено понятие «автодидактика» применительно к предмету исследования; проанализированы свойства электронных образовательных ресурсов с линейным и нелинейным принципом построения, а также показано влияние принципа построения на развитие качеств обучающихся. Сформулировано интегральное определение электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики, при этом дано подробное описание отличительных особенностей вышеуказанных ресурсов, а именно: вариативность, адаптивность и цикличность обучения. Разработана модель организации процесса работы студентов и преподавателей с электронными образовательными ресурсами с элементами автодидактики. 
Обсуждение и заключения: дальнейшая разработка проблемы позволит определить, обладают ли электронные образовательные ресурсы с элементами автодидактики педагогическими возможностями для реализации образовательной и самообразовательной деятельности преподавателей, модифицировать технологические процедуры с учетом возрастных особенностей студентов, их специальностей и особенностей организации процесса обучения того или иного типа образовательной организации.

Биографии авторов

Игорь Алексеевич Шаршов, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»

профессор кафедры педагогики и образовательных технологий, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» (392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33), доктор педагогических наук, профессор, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2844-0185, Researcher ID: B-6567-2018silans@mail.ru

Елена Александровна Белова, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»

старший преподаватель кафедры профильной довузовской подготовки ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» (392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9384-2466, Researcher ID: I-7393-2017senpola@rambler.ru

Опубликован
2018-03-30
Раздел
Академическая интеграция