Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза

  • Мария Владимировна Ветлужская ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) https://orcid.org/0000-0001-9733-4813
  • Антонина Аркадьевна Абрамова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) https://orcid.org/0000-0002-3311-6072
  • Кира Геннадьевна Сердакова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) https://orcid.org/0000-0002-0149-5848
  • Екатерина Евгеньевна Быкова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) https://orcid.org/0000-0002-4830-624X
  • Рина Сергеевна Хамматова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) https://orcid.org/0000-0003-3256-0953
  • Раиса Викторовна Шурупова Израильская независимая академия развития науки https://orcid.org/0000-0001-5548-6229
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, эмпатическая способность, студент медицинского университета, высшее медицинское образование

Аннотация

Введение. Эмпатия и эмоциональный интеллект играют важную роль в формировании профессиональных компетенций будущего врача, что обусловливает актуальность данной работы. Цель статьи – изучить эмпатические способности и состояние эмоционального интеллекта, а также выявить корреляции между данными показателями у студентов III курса медицинского вуза. В статье представлены результаты изучения эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов-медиков III курса.
Материалы и методы. В исследование включено 92 студента Сеченовского Университета. Оценка уровня эмпатических способностей и эмоционального интеллекта проводилась с помощью методик В. В. Бойко и Н. Холла соответственно. Изучалась взаимосвязь между параметрами эмоционального интеллекта и каналами эмпатических способностей. Статистический анализ осуществлялся с помощью программы STATISTICA 8.0.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования авторы определили, что значительная часть респондентов имеет заниженный и очень низкий уровни эмпатических способностей по Бойко, наименее развиты интуитивный, рациональный и эмоциональный компоненты, наиболее развитым оказался интегративный показатель «установки, способствующие эмпатии». У большинства студентов определялся низкий уровень эмоционального интеллекта по Холлу, при этом хуже всего сформированы такие параметры, как «управление собственными эмоциями» и «самомотивация», а наиболее развита «эмоциональная осведомленность».
Обсуждение и заключение. У большинства респондентов выявлены низкие уровни эмпатических способностей и эмоционального интеллекта, что свидетельствует о необходимости их развития, в первую очередь, интуитивного, рационального и эмоционального каналов эмпатии, а также компонентов эмоционального интеллекта – «управления своими эмоциями» и «самомотивации» – с целью формирования коммуникативных профессиональных компетенций в период обучения в вузе. Данная статья будет полезна преподавателям медицинских вузов и психологам.

Биографии авторов

Мария Владимировна Ветлужская, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

доцент кафедры факультетской терапии № 2 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), кандидат медицинских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9733-4813, Publons ID: https://publons.com/researcher/2948999/maria-vetluzhskaya, maria.vetluzhskaya@gmail.com

Антонина Аркадьевна Абрамова, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

доцент кафедры факультетской терапии № 2 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), кандидат медицинских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3311-6072, Scopus ID: 57204968651, Publons ID: https://publons.com/researcher/2948978/antonina-abramova, antonina814@mail.ru

Кира Геннадьевна Сердакова, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

доцент кафедры педагогики и медицинской психологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0149-5848, Publons ID: https://publons.com/researcher/3087030/kiraserdakova, kiraserdakova@mail.ru

Екатерина Евгеньевна Быкова, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

клинический ординатор первого года кафедры факультетской терапии № 2 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4830-624X, Publons ID: https://publons.com/researcher/2899581/ekaterinabykova, ktrnbykva@mail.ru

Рина Сергеевна Хамматова, ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

доцент кафедры педагогики и медицинской психологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) (119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3256-0953, Publons ID: https://publons.com/researcher/3087064/rina-khammatova, rinakham@mail.ru

Раиса Викторовна Шурупова, Израильская независимая академия развития науки

вице-президент по связям с научными и учебными организациями России Израильской независимой академии развития науки (3542411, Израиль, г. Хайфа, ул. Ха Мелех Давида, д. 14/314), кандидат педагогических наук, доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5548-6229, Publons ID: https://publons.com/researcher/3087164/raisa-shurupova, akraisa@gmail.com

Опубликован
2019-09-12
Раздел
Психология образования