Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности

Ключевые слова: инновационная инженерная деятельность, педагогическая модель, методическая система, технология быстрого прототипирования, компетентность, многоуровневость и этапность обучения

Аннотация

Введение. Необходимость инновационной подготовки студентов вузов сегодня ни у кого не вызывает сомнения, однако проблема состоит в том, как наиболее успешно ее реализовать. Цель  статьи - анализ разработки педагогической модели методической системы многоуровневой и многоэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности.
Материалы и методы. Обоснован и сформирован методологический инструментарий исследования в виде подсистемы взаимосвязанных научно-методических подходов, методов и принципов. Интегрированный и междисциплинарный подходы объединили все методы, подходы и принципы; системный, субстратный и структурированный – были направлены на разработку педагогических моделей многоуровневой и поэтапной подготовки студентов. Морфологический метод задействован при составлении моделей интеграции уровней и этапов обучения; гипотетико-дедуктивный – при выдвижении рабочей гипотезы; экспериментальный – для подтверждения гипотезы и эффективности исследований. В основу разработки моделей подготовки к инновационной инженерной деятельности и междисциплинарной интеграции положены принципы многоуровневости и этапности.
Результаты исследования. Разработана морфологическая таблица моделей многоуровневой и поэтапной подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности. Одна из таких моделей междисциплинарной интеграции общетехнических дисциплин с различными видами деятельности была реализована в три этапа в рамках деловой игры «Конструкторское бюро». Эффективность модели и гипотеза подтверждены в ходе эксперимента. Разработана и реализована педагогическая модель подготовки к инновационной инженерной деятельности на основе междисциплинарной интеграции общетехнических дисциплин с различными видами деятельности. Конкретизирована методика педагогического эксперимента для многоэтапного мониторинга уровня сформированности инновационных компетенций.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты исследования являются основанием для методологического и научного обеспечения разработки научной концепции формирования инновационного мышления у студентов. Они представляют научный интерес для ученых, работающих в области теории и методики обучения техническим дисциплинам, и практический интерес для преподавателей технических университетов.

Биографии авторов

Николай Иванович Наумкин, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1109-5370, Researcher ID: L-4643-2018, naumn@yandex.ru

Наталья Николаевна Шекшаева, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат педагогических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6072-9501, Researcher ID: N-6441-2016, shekshaeva@yandex.ru

Светлана Ильинична Квитко, Национальная академия наук Кыргызской Республики

ученый секретарь Института машиноведения Национальной академии наук Кыргызской Республики (720071, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр-т Чуй, д. 265а), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1823-9979, Researcher ID: AAF-8454-2019, kvitko_si@rambler.ru

Мария Владимировна Ломаткина, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

аспирант кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2505-1811, Publons ID: https://publons.com/researcher/3255010/maria-lomatkina, mlomatkina@yandex.ru

Владимир Федорович Купряшкин, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

доцент кафедры основ конструирования механизмов и машин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7512-509X, Researcher ID: L-5153-2018, kupwf@mail.ru

Ирина Валерьевна Коровина, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

доцент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4715-8377, Publons ID: https://publons.com/researcher/3006854/irina-korovina, korirfox@gmail.com

Опубликован
2019-12-17
Раздел
Модернизация образования