Классификация сетей в высшем образовании: маркетинговый анализ кейса Клуба десяти (Россия)
Аннотация
Введение: сетевизация бизнеса как практика его развития в России пока не получила широкого распространения. Отсутствуют исследования сетевых взаимодействий в сфере образования; в публикациях мало разработок, помогающих осуществить маркетинговую оценку сетевых образований. Целью статьи является попытка восполнить этот пробел и представить методические критерии такой оценки, опробовав их на примере сетевого партнерства, созданного федеральными университетами России.
Материалы и методы: для изучения и обобщения реального опыта в работе применяется кейсовый метод исследования, который авторы понимают как эмпирическое исследование, направленное на изучение явлений в режиме реального времени и в контексте реальной жизни.
Результаты исследования: предложена комплексная методика оценки сетей, применение которой позволило выявить ключевые проблемы и барьеры в реализации проекта. Определена главная проблема – отсутствие маркетингового анализа, понимания своей целевой аудитории и прозрачной концепции развития. Разработана классификация сетевых партнерств, с помощью которой возможно систематизировать сеть российских вузов как межорганизационное полицентрическое партнерство квазиинтеграционного типа, опирающееся на неоклассический контракт с элементами контракта отношенческого. Анализ развития сети позволил выявить значимые отклонения результатов от изначально заявленных.
Обсуждение и заключения: теоретическая значимость работы состоит в применении теории сетей
к нетипичному для экономической теории объекту – анализу сферы высшего образования. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в реальных проектах в режиме реального времени. Результаты исследования применимы к системам образования практически для всех стран с трансформационным типом экономических и образовательных систем.