Классификация сетей в высшем образовании: маркетинговый анализ кейса Клуба десяти (Россия)

  • Ирина Васильевна Котляревская ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» https://orcid.org/0000-0002-8899-7110
  • Елена Геннадьевна  Князева ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина» https://orcid.org/0000-0002-9876-6471
  • Лариса Ивановна  Юзвович ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина» https://orcid.org/0000-0003-0906-5065
  • Юлия Анатольевна  Мальцева ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина» https://orcid.org/0000-0002-1121-8748
  • Дмитрий Михайлович  Кочетков ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» https://orcid.org/0000-0001-7890-7532
Ключевые слова: сетевое сотрудничество, маркетинговый анализ, оценка сети, сетевой анализ, классификация, высшее образование

Аннотация

Введение: сетевизация бизнеса как практика его развития в России пока не получила широкого распространения. Отсутствуют исследования сетевых взаимодействий в сфере образования; в публикациях мало разработок, помогающих осуществить маркетинговую оценку сетевых образований. Целью статьи является попытка восполнить этот пробел и представить методические критерии такой оценки, опробовав их на примере сетевого партнерства, созданного федеральными университетами России.
Материалы и методы: для изучения и обобщения реального опыта в работе применяется кейсовый метод исследования, который авторы понимают как эмпирическое исследование, направленное на изучение явлений в режиме реального времени и в контексте реальной жизни.
Результаты исследования: предложена комплексная методика оценки сетей, применение которой позволило выявить ключевые проблемы и барьеры в реализации проекта. Определена главная проблема – отсутствие маркетингового анализа, понимания своей целевой аудитории и прозрачной концепции развития. Разработана классификация сетевых партнерств, с помощью которой возможно систематизировать сеть российских вузов как межорганизационное полицентрическое партнерство квазиинтеграционного типа, опирающееся на неоклассический контракт с элементами контракта отношенческого. Анализ развития сети позволил выявить значимые отклонения результатов от изначально заявленных.
Обсуждение и заключения: теоретическая значимость работы состоит в применении теории сетей
к нетипичному для экономической теории объекту – анализу сферы высшего образования. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в реальных проектах в режиме реального времени. Результаты исследования применимы к системам образования практически для всех стран с трансформационным типом экономических и образовательных систем.

Биографии авторов

Ирина Васильевна Котляревская, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

профессор кафедры маркетинга Высшей школы экономики и менеджмента ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8899-7110, Scopus ID:57192252860kiv326@mail.ru

Елена Геннадьевна  Князева, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина»

профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Высшей школы экономики и менеджмента ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9876-6471, Scopus ID: 57192254905keg55@list.ru

Лариса Ивановна  Юзвович, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина»

профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита Высшей школы экономики и менеджмента ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0906-5065, Scopus ID: 56530852700yuzvovich@bk.ru

Юлия Анатольевна  Мальцева, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина»

доцент кафедры маркетинга Высшей школы экономики и менеджмента ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19), кандидат философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1121-8748, Scopus ID:57192248715mlvu@mail.ru

Дмитрий Михайлович  Кочетков, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

начальник отдела наукометрии и анализа публикационной активности ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), младший научный сотрудник Института экономики Уральского отделения Российской академии наук (620000, Россия, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7890-7532, Researcher ID:I-4979-2015kochetkovdm@hotmail.com

Опубликован
2018-07-11
Раздел
Международный опыт интеграции образования