Испанский язык для туриста: языковая подготовка взрослых в аспекте интенсификации

  • Светлана Викторовна Шустова ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» http://orcid.org/0000-0002-8318-7864
  • Мария Алексеевна Хрусталева ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» https://orcid.org/0000-0002-0551-4516
  • Екатерина Александровна Белобородова ФГАО ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» https://orcid.org/0000-0002-0626-4184
  • Мария Долорес Мондехар Фустер Ирландский национальный университет https://orcid.org/0000-0002-7690-268X
Ключевые слова: интенсификация, лингводидактика, андрагогика, моделирование, мотивация, стрессор, иноязычная компетенция, испанский язык

Аннотация

Введение. Анализ существующих традиционных и интенсивных методик обучения иностранному языку, а также изучение способов их интенсификации позволили выделить и интегрировать наиболее эффективные приемы, отвечающие образовательным потребностям современного человека. Цель статьи – анализ разработанной модели обучения, позволяющей осуществить краткосрочную языковую подготовку взрослых людей к туристической поездке в страны испаноговорящего пространства.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе методов интенсификации в обучении иностранному языку, ориентированных на взрослых с учетом их психологических особенностей.  Создание стрессовой ситуации на занятии по испанскому языку позволило выявить элементы,  способствующие более интенсивному овладению иноязычной компетенцией. Для изучения проблемы были проведены психолого-андрагогическая диагностика (анкетирование взрослых обучаемых), опытное обучение (создание стрессовой ситуации на занятии), наблюдение (мониторинг психолого-эмоционального состояния взрослых и корректировка подбора стрессоров), также был применен метод количественной обработки экспериментальных данных и их интерпретация.
Результаты исследования. В статье предлагается новый подход к средствам психологической интенсификации учебного процесса на базе моделирования стрессовых ситуаций на занятии. Разработанное авторами учебное пособие «Español para los turistas» было использовано в процессе обучения испанскому языку в условиях искусственно созданных стрессовых ситуаций, способствующих повышению мотивационного потенциала взрослого обучаемого. Моделирование стрессовых ситуаций в процессе овладения взрослыми обучаемыми иноязычной компетенцией явилось важным механизмом интенсификации обучения.
Обсуждение и заключение. Применение разработанной методики обучения испанскому языку в целях туризма позволяет удовлетворить существующие потребности современного человека в быстрой и эффективной языковой подготовке к поездке за рубеж. Предложенная модель интенсификации может быть использована в сфере непрерывного образования, а именно при подготовке взрослых людей к межкультурной коммуникации.

Биографии авторов

Светлана Викторовна Шустова, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15), руководитель Центра педагогических инноваций, доктор филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8318-7864, Researcher ID: AAD-8871-2019, lanaschust@mail.ru

Мария Алексеевна Хрусталева, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

доцент кафедры лингвистики и перевода ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15), руководитель секции испанского языка, кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0551-4516, Researcher ID: S-3487-2016, cristalik1982@list.ru

Екатерина Александровна Белобородова, ФГАО ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

магистр лингвистики ФГАО ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0626-4184, Researcher ID: AAD-8923-2019, katia.beloborodova@mail.ru

Мария Долорес Мондехар Фустер, Ирландский национальный университет

преподаватель испанского языка как иностранного Ирландского национального университета (T2K8AF, Ирландия, г. Корк, Колледж роуд), доктор философии (филология), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7690-268X, Researcher ID: AAE-1467-2019, maria.mondejarfuster@ucc.ie

Опубликован
2019-12-17
Раздел
Академическая интеграция