Интеграция гибридных музыкальных инструментов в российскую фортепианную исполнительскую школу

  • Ирина Валерьевна Малыхина ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0002-2745-5457
Ключевые слова: гибридный музыкальный инструмент, дисклавир, MIDI-графика, самостоятельная подготовка студентов, профессиональные способности

Аннотация

Введение. В данной статье в рамках проблемы модернизации образования рассматривается вопрос внедрения гибридного фортепиано в систему российского музыкального образования. С учетом того, что данные инструменты появились сравнительно недавно, актуальным на сегодняшний день является не только изучение зарубежных исследований, касающихся применения дисклавира, но и анализ перспектив его использования в области отечественного фортепианного исполнительства. Цель статьи – анализ особенностей применения гибридного музыкального инструмента дисклавира с дополнительным комплексом технических средств студентами высших учебных заведений г. Москвы.
Материалы и методы. В экспериментальной части исследования использовалась американская методика К. Райли, на основе которой были разработаны и применены дополнительные методы работы с дисклавиром. Для оценки профессиональных умений и навыков студентов был выбран деятельностный критерий.
Результаты исследования. На основе педагогического наблюдения, интервьюирования и эссе участников эксперимента было установлено, что использование гибридного музыкального инструмента и дополнительных технических средств улучшает интеллектуальные, исследовательские и творческие способности студентов, поскольку позволяет воспринимать себя в акустическом формате с позиции педагога; проводить не только слуховой, но и визуальный анализ исполнения; сравнивать свои ощущения от игры с точными данными, зафиксированными дисклавиром; вносить изменения в MIDI-запись своего исполнения без потери качества.
Обсуждение и заключение. Исследование доказывает эффективность применения специально разработанных методов работы с дисклавиром и дополнительными техническими средствами. В связи с полученными результатами в дальнейшем представляется перспективным изучить возможности использования данных технологий в классе специального фортепиано и камерного ансамбля на разных уровнях образования. Данное исследование может представлять интерес как для студентов-пианистов, так и для педагогов кафедры фортепиано средних специальных и высших учебных заведений.

Биография автора

Ирина Валерьевна Малыхина, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

аспирантка кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (129226, Россия, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2745-5457, Researcher ID: B-9987-2019, troizel@mail.ru

Опубликован
2019-03-12
Раздел
Академическая интеграция