Дополнительное профессиональное образование российских университетов: интеграция в международные рынки
Аннотация
Введение. Данная статья рассматривает роль российских транснациональных корпораций в развитии и реализации университетами программ дополнительного профессионального образования за рубежом в контексте продвижения российских технологий. С развитием конкуренции университетов на международных образовательных рынках возрастает необходимость усиления ориентации предлагаемых ими программ на потребности глобальных компаний, расширения возможностей для приобретения слушателями востребованных квалификаций и навыков, соответствующей диверсификации образовательных программ. Перспективным направлением в составе экспорта образовательных услуг оказываются программы дополнительного профессионального образования. Цель настоящей работы – анализ изучения структуры и динамики рынка программ дополнительного профессионального образования, предлагаемых российскими университетами для зарубежных стран.
Материалы и методы. Изучение направлений и масштабов, реализуемых для зарубежных слушателей программ дополнительного профессионального образования, проводилось на основе специализированного анкетирования. В опросе приняли участие 180 образовательных организаций высшего образования. Анализ корпоративного сегмента услуг дополнительного профессионального образования для зарубежных рынков осуществлялся на основе полуформализованных глубинных экспертных интервью.
Результаты исследования. На основе собранной эмпирической базы в статье выявляются основные
участники экспорта программ дополнительного профессионального образования, структура и направ-
ления реализуемых программ по странам на данном рынке в трехлетней динамике. Наиболее успешными провайдерами программ являются вузы, с одной стороны, предлагающие хорошо отработанное и востребованное обучение на российском рынке дополнительного профессионального образования, а с другой – уже имеющие устойчивые партнерские связи со странами, направляющими для обучения слушателей по основным программам высшего образования.
Обсуждение и заключение. В настоящем исследовании детализированы представления о роли университетов в продвижении конкурентоспособных технологий через распространение коротких программ профессионального образования. Структурированы механизмы формирования заказа и реализации университетами корпоративных программ обучения для российских промышленных корпораций. Результаты исследования могут быть рекомендованы университетам для развития сегмента дополнительного профессионального образования в международном контексте.
Copyright (c) 2018 Илья Алексеевич Коршунов, Татьяна Анатольевна Мешкова, Максим Сергеевич Мирошников, Михаил Николаевич Сверчков
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.