Образовательная траектория и нейропсихологическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации
Аннотация
Введение. В статье анализируется современное состояние проблемы реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Автор рассматривает различные подходы к школьному обучению глухих детей с кохлеарными имплантами, существующие в разных ст ранах. Актуальность темы исследования обусловлена значительным ростом в России за последние 10 лет числа таких детей школьного возраста. Целью статьи является описание сравнительного анализа представленного в научной литературе мирового опыта школьного обучения детей с кохлеарными имплантами по различным образовательным маршрутам.
Материалы и методы. В исследовании использовался количественный и качественный анализ данных 26 опубликованных ретроспективных исследований зарубежных и российских авторов с 2002 по 2017 гг. В качестве основных параметров количественного анализа были выбраны процентные показатели числа детей с кохлеарными имплантами, достигающих уровня развития учебных и социальных навыков.
Результаты исследования. Полученные результаты показывают, что учебные и социальные достижения школьников с кохлеарными имплантами по большинству исследуемых показателей редко превышают 50 % относительно здоровых сверстников. Успешность школьного обучения таких детей связана с выбором образовательной программы и применением вспомогательных педагогических приемов. Настоящее исследование расширило представление о специфике развития отдельных психических функций ребенка с кохлеарными имплантами и выявило основные мишени нейропсихологической помощи детям в процессе выбора образовательной траектории.
Обсуждение и заключение. Данная проблематика может получить свое развитие в разработке новых методов психолого-педагогического сопровождения детей с кохлеарными имплантами в процессе школьного обучения. Полученные результаты способствют расширению области применения нейропсихологической диагностики при оценке готовности к школьному обучению и выборе образовательной траектории детей с нарушениями слуха. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности нейропсихологов, сурдопедагогов, логопедов и школьных учителей.
Литература
Баулина М. Е. Сравнительный анализ очного и заочного интернет-консультирования родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 3. С. 67–78. DOI: 10.17759/cpp.2015230305
Пономарева Л. П. Нарушение слуха у новорожденных детей [Электронный ресурс] // Лечащий врач. 2005. № 1. URL: https://www.lvrach.ru/2005/01/4531983 (дата обращения: 30.01.2018).
Punch R., Hyde M. Children with cochlear Implants in Australia: Educational settings, supports, and outcomes // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2010. Vol. 15, issue 4. Pp. 405–421. DOI: 10.1093/deafed/enq019
Шматко Н. Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 16–25. URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/innovacionnye-formy-vospitanija-i-obuchenija-4106 (дата обращения: 30.01.2018).
Малофеев Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. 2001. № 5. С. 3–11. URL: http://childrens-needs.com/katalog/katalog/izuchenie-i-korrekcija-vyjavlennyh-narushenij/modeli-sovmestnogo-obuchenija-8817 (дата обращения: 30.01.2018).
Bat-Chava Y., Martin D., Kosciw J. G. Longitudinal improvements in communication and socialization of deaf children with cochlear implants and hearing aids: Evidence from parental reports // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. Vol. 46, issue 12. Pp. 1287–1296. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2005.01426.x
Christiansen J. B., Leigh I. W. Cochlear implants in children: Ethics and choices. Washington, DC : Gallaudet University Press, 2002. 360 p. DOI: 10.1093/deafed/enh 026
Sorkin D. L., Zwolan T. A. Trends in educational services for children with cochlear implants // International Congress Series. 2004. Vol. 1273. Pp. 417–421. DOI: 10.1016/j.ics.2004.08.066
Foster S., Cue K. Roles and responsibilities of itinerant specialist teachers of deaf and hard of hearing students // American Annals of the Deaf. 2005. Vol. 153, issue 5. Pp. 435–449. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19350952 (дата обращения: 30.01.2018).
The educational settings of profoundly deaf children with cochlear implants compared with agematched peers with hearing aids: Implications for management / S. Archbold [et al.] // International Journal of Audiology. 2002. Vol. 41, issue 3. Pp. 157–161. DOI: 10.3109/14992020209077179
Edwards A., Edwards L., Langdon D. The mathematical abilities of children with cochlear implants // Child Neuropsychology. 2013. Vol. 19, issue 2. Pp. 127–142. DOI: 10.1080/09297049.201 1.639958
Khan S., Edwards L., Langdon D. The cognition and behaviour of children with cochlear implants, children with hearing aids and their hearing peers: A comparison // Audiology and Neuro-Otology. 2005. Vol. 10, no. 2. Pp. 1 17–126. DOI: 10.1159/000083367
Дундукова Е. В., Меерзон Т. И. Анализ образовательных траекторий обучающихся с кохлеарными имплантами в Российской Федерации // Концепт. 2017. Т. 35. С. 46–50. URL: http://e-koncept.ru/2017/771181.htm (дата обращения: 30.01.2018).
Люкина А. С. Владение школьниками с кохлеарными имплантами коммуникативными умениями на уроках и при индивидуальном выполнении заданий [Электронный ресурс] // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 1. С. 107–112. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vladenie-shkolnikami-s-kohlearnymi-implantami-kommunikativnymi-umeniyami-na-urokah-i-priindividualnom-vypolnenii-zadaniy (дата обращения: 30.01.2018).
Self-esteem and social well-being of children with cochlear implant compared to normal-hearing children / L. Percy-Smith [et al.] // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2008. Vol. 72, issue 7. Pp. 1113–1120. DOI: 10.1016/j.ijporl.2008.03.028
Schorr Е. А. Early cochlear implant experience and emotional functioning during childhood // The Volta Review. 2006. Vol. 106, issue 3. Pp. 365–379. URL: http://psycnet.apa.org/record/2007-14930-007 (дата обращения: 30.01.2018).
Cochlear implants: the young people’s perspective / A. Wheeler [et al.] // Journal Deaf Studies and Deaf Education. 2007. Vol. 12, issue 3. Pp. 303–316. DOI: 10.1093/deafed/enm018
Correlates of psychosocial adjustment in deaf adolescents with and without cochlear implants: a preliminary investigation / I. W. Leigh [et al.] // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2009. Vol. 14, issue 2. Pp. 244–259. DOI: 10.1093/deafed/enn038
Impact of early intervention on comprehensive language and academic achievement in Japanese hearing-impaired children with cochlear implants / A. Sugaya [et al.] // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2015. Vol. 79, issue 12. Pp. 2142–2146. DOI: 10.1016/j.ijporl.2015.09. 036
Hayes H., Kessler B., Treiman R. Spelling of deaf children who use cochlear implants // Scientific Studies of Reading. 2011. Vol. 15, issue 6. Pp. 522–540. URL: https://www.learntechlib.org/p/51347 (дата обращения: 30.01.2018).
Sarant J. Z., Harris D. C., Bennet L. A. Academic outcomes for school-aged children with severeprofound hearing loss and early unilateral and bilateral cochlear implants // Journal of Speech Language and Hearing Research. 2015. Vol. 58, issue 3. Pp. 1017–1032. DOI: 10.1044/2015_J SLHR-H-14-0075
Analogic and symbolic comparison of numerosity in preschool children with cochlear implants / B. Arfe [et al.] // Deafness and Education International. 2011. Vol. 13, issue 1. Pp. 34–45. DOI: 10.1179/1557069X11Y.0000000002
Long-term outcomes of cochlear implantation in the preschool years: From elementary grades to high school / A. Geers [et al.] // International Journal of Audiology. 2008. Vol. 47. Pp. 21–30. DOI: 10.1080/14992020802339167
Zheng Y., Caissie R., Comeau M. Perception of hearing difficulties by adolescents who are deaf or hard of hearing and their parents, teachers, and peers with normal hearing // The Volta Review. 2001. Vol. 103, issue 3. Pp. 185–199.
Priestley K., Enns C., Arbuckle S. J. Altering practices to include bimodal-bilingual (ASL-Spoken English) programming at a small school for the deaf in Canada // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2018. Vol. 23, issue 1. Pp. 82–94. DOI: 10.1093/deafed/enx040
Михалина Ю. И., Евтушенко И. В. Особенности развития речи младших школьников с кохлеарным имплантом в условиях инклюзивного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10-4. С. 639–642. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10406 (дата обращения: 30.01.2018).
Феклистова С. Н. Обучение детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, в учреждениях общего среднего образования: организационно-методический аспект // Адукацыя і выхаванне. 2015. № 1. С. 46–51.
Соколовская Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации // Специальное образование. 2013. № 2. С. 91–97. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/42050765.pdf (дата обращения: 30.01.2018).
Marschark M., Rhoten C., Fabich M. Effects of cochlear implants on children’s reading and academic achievement // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2007. Vol. 12, issue 3. Pp. 269–282. DOI: 10.1093/deafed/enm013
The scholastic achievement of profoundly deaf children with cochlear implants compared to their normal peers / M. Motasaddi-Zarandy [et al.] // Archives of Iranian Medicine. 2009. Vol. 12, issue 5. Pp. 441–447. URL: http://www.academia.edu/34117083/The_scholastic_achievement_of_profoundly_deaf_children_with_cochlear_implants_compared_to_their_normal_peers (дата обращения: 30.01.2018).
Thoutenhoofd E. Cochlear implanted pupils in Scottish schools: 4-year school attainment data (2000–2004) // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2006. Vol. 11, issue 2. Pp. 171–188. DOI: 10.1093/deafed/enj029
Academic status and progress of deaf and hard-of-hearing students in general education classrooms / S. D. Antia [et al.] // Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2009. Vol. 14, issue 3. Pp. 293–311. DOI: 10.1093/deafed/enp009
Correlation between subjective andobjective hearing tests after unilateral and bilateral cochlear implantation / G. L. Ramakers [et al.] // BMC Ear, Nose and Throat Disorders. 2017. Vol. 17, issue 10. DOI: 10.1186/s12901-017-0043-y
Copyright (c) 2018 Мария Евгеньевна Баулина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.