Применение инструментов электронного обучения для международной академической мобильности неанглоговорящих студентов-математиков

  • Александр Павлович Снегуренко ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» https://orcid.org/0000-0002-5515-3544
  • Сергей Александрович Сосновский Университет Утрехт https://orcid.org/0000-0001-8023-1770
  • Светлана Владимировна Новикова ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполе- ва-КАИ» https://orcid.org/0000-0002-5515-3544
  • Рузиля Раифовна Яхина ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» https://orcid.org/0000-0002-7371-064X
  • Наталья Львовна Валитова ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» https://orcid.org/0000-0002-8408-1885
  • Эльмира Шамильевна Кремлева Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ https://orcid.org/0000-0003-0858-0575
Ключевые слова: многоязычнось, академическая мобильность, дистанционный учебный курс, компьютерное обучение, профессиональные компетенции, обучение математике, мотивация к обучению

Аннотация

Введение. В статье предлагается подход к организации обучения с использованием специальных электронных обучающих инструментов для более глубокого понимания математики и адаптации обучающихся к математическому языку, используемому в профессиональной среде в принимающей организации (в зарубежной стране). В связи с этим становится актуальной проблема мультиязычной поддержки изучаемых студентами курсов в принимающей стране для более эффективного погружения обучающихся в языковую академическую среду. Цель статьи – описание разработки методологии мультиязычного сопровождения математических курсов в принимающей стране для повышения эффективности академической мобильности студентов с использованием электронных средств обучения.
Материалы и методы. В основу проведенных исследований легли методы системного анализа, а также описательные и аналитические методы, преимущественно экспериментальные. Для определения преимуществ предложенного подхода были использованы методы эмпирических исследований (наблюдение и сопоставление). С целью подтверждения эффективности  использовались классические методы измерений.
Результаты исследования. Авторы проанализировали существующие электронные обучающие системы и определили электронную образовательную среду Math-Bridge как позволяющую создавать математические курсы параллельно на нескольких языках. В качестве примера разработан учебный курс «Методы оптимизации» на трех языках для обучения русскоязычных студентов магистратуры. Сравнительный анализ целевой и контрольной групп студентов показал, что в целевой группе 100 % студентов достигли превосходного уровня освоения компетенций, в то время как в контрольной группе такого же уровня компетенций достигли лишь 75 % студентов. Степень мотивации к изучению математики в контрольной группе практически не изменилась, увеличение составило всего 0,86 %. Однако в целевой группе уровень интереса к изучению математики возрос с 0,9 до 8,9 % (в среднем рост составил 2,21 %).
Обсуждение и заключение. Результат проведенного педагогического эксперимента показал эффективность предлагаемого подхода при обучении студентов на английском языке в рамках международной академической мобильности. Полученные результаты будут полезны для сотрудников  вузов, участвующих в программах международной академической мобильности студентов.

Биографии авторов

Александр Павлович Снегуренко, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»

начальник Управления международной деятельности ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5515-3544, Researcher ID: I-1028-2017, APSnegurenko@kai.ru

Сергей Александрович Сосновский, Университет Утрехт

доцент кафедры информационных и вычислительных наук, группа компьютерных технологий обучения и преподавания Университета Утрехта (3584 СС, Нидерланды, г. Утрехт, ул. Принстонпляйн, д. 5), доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8023-1770, Scopus ID: 8935519700, s.a.sosnovsky@uu.nl

Светлана Владимировна Новикова, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполе- ва-КАИ»

профессор кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), доктор технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8207-1010, Scopus ID: 55355243900, Researcher ID: B-6505-2017, sweta72@bk.ru

Рузиля Раифовна Яхина, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»

заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7371-064X, Scopus ID: 57194621008, Researcher ID: C-7689-2018, shroza1981@yandex.ru

Наталья Львовна Валитова, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ»

доцент кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8408-1885, Scopus ID: 23013218200, valinata@rambler.ru

Эльмира Шамильевна Кремлева, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ

старший преподаватель кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ» (420111, Россия, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0858-0575, Scopus ID: 57194618280, e-smile29.04@mail.ru

Опубликован
2019-03-11
Раздел
Международный опыт интеграции образования