Взаимосвязь креативности и академической успеваемости по иностранному языку у студентов гуманитарного и технического профилей

  • Ирина Евгеньевна Белякова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-0805-8608
  • Марина Аламатовна Кечерукова ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» https://orcid.org/0000-0002-4742-8608
  • Юлия Сергеевна Мурзина ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-8616-4422
Ключевые слова: креативность мышления, Торранс, иностранный язык, успеваемость, технический и гуманитарный профили обучения, инновация, корреляция

Аннотация

Введение. Развитие креативных навыков у студентов является одним из актуальных трендов современной системы высшего образования в России и за рубежом. Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных способам развития креативности, в том числе и посредством изучения иностранных языков, вопрос о связи уровня креативности с профилем обучения студентов и их академической успешностью в освоении иностранного языка остается открытым. Целью данного исследования было выявление возможных корреляций: между креативностью обучающихся и академической успеваемостью по иностранному языку в вузе, а также между креативностью и профилем обучения (гуманитарный, технический).
Материалы и методы. Выборка состояла из 300 студентов двух вузов г. Тюмени. В исследовании были использованы сокращенный вариант изобразительной батареи теста креативности Э. П. Торранса, второй субтест «Закончи рисунок». Собранные данные обработаны методами математической статистики в программах Microsoft Office Excel и Statistica 10.0.
Результаты исследования. По итогам проведенного исследования был выявлен общий невысокий уровень креативности студентов по таким показателям, как оригинальность и гибкость мышления. Данные показатели оказались ниже, чем у школьников 9–11 классов в 1994 г. При этом два других показателя, беглость и разработанность, – выше статистических норм. Положительная корреляция обнаружена между академической успеваемостью по иностранному языку и разработанностью изобразительного теста. Связь между академической успеваемостью и другими показателями не выявлена. Не обнаружено значимых различий в уровне креативности между студентами разных профилей обучения: гуманитарного и технического.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости усиления мер, направленных на развитие креативного мышления студентов, включая создание внешних условий стимулирования творческой деятельности, педагогический мониторинг креативности, проведение мероприятий по развитию креативного потенциала преподавателей. Статья будет полезна преподавателям иностранного языка, разработчикам образовательных программ, исследователям, интересующимся проблемами взаимоотношений языка и мышления.

 

Биографии авторов

Ирина Евгеньевна Белякова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

доцент кафедры английской филологии и перевода ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0805-8608, i.e.belyakova@utmn.ru

Марина Аламатовна Кечерукова, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»

доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» (625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38), кандидат филологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4742-8608, kechmarina@mail.ru

Юлия Сергеевна Мурзина, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

доцент кафедры общей и социальной психологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат психологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8616-4422, Scopus ID: 57190870082, y.s.murzina@utmn.ru

Опубликован
2020-09-21
Раздел
Академическая интеграция