Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников

  • Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-7823-0525
  • Людмила Владимировна Гуляева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» https://orcid.org/0000-0002-0463-4743
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, конкурентоориентированность, профессиональная ориентация, школа, конкурентоспособность

Аннотация

Введение. В статье авторы выделяют индикаторы профессионального самоопределения и анализируют их влияние на актуализацию социально значимых качеств, способствующих развитию конкурентоориентированности подростков. В этой связи для молодежи приобретает актуальность способность грамотно и своевременно откликнуться на изменения, происходящие на рынке труда и успешно интегрироваться в систему отношений, возникающих в ходе профессиональной деятельности. Целью статьи является рассмотрение особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников, а также изучение его влияния на процесс конкурентоориентированности и конкурентоспособности учащихся школ.
Материалы и методы. Методическую основу исследования составил анкетный опрос старшеклассников по месту их обучения. Выборочная совокупность составила 1 087 респондентов. Для обработки и анализа полученных данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 23.
Результаты исследования. Полученные результаты показывают, что профессиональное самоопределение старшеклассников является ключевым фактором в процессе формирования конкурентоориентированности старшеклассников. В ходе исследования определены основные мотивы будущей профессиональной деятельности старшеклассников и критерии выбора образовательного учреждения. Авторами рассмотрены ключевые факторы, влияющие на процесс принятия старшеклассниками решения о продолжении образования и их взаимосвязь с конкурентоориентированностью респондентов, предложены индикаторы процесса профессионального самоопределения.
Обсуждение и заключение. Полученные выводы могут быть полезны педагогам и психологам, осуществляющим профориентационную деятельность в школах; исследователям,  занимающимся изучением конкурентных взаимоотношений в сфере образования, а также представителям профессиональных образовательных организаций для разработки эффективных мероприятий профориентационной направленности. Возможными направлениями дальнейших исследований может быть сравнительный анализ эффективности мероприятий по профессиональной ориентации старшеклассников, проводимых различными структурами; изучение влияния интернет-технологий на профессиональное самоопределение учащихся школ, а также изучение атласов и списков новых профессий и их места на будущем рынке труда.

Биографии авторов

Геннадий Филиппович Шафранов-Куцев, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), академик Российской академии образования, доктор философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7823-0525, Scopus ID: 56728858400, Researcher ID: N-5782-2017, g.f.kucev@utmn.ru

Людмила Владимировна Гуляева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

старший научный сотрудник лаборатории социологических исследований ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» (625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6), кандидат cоциологических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0463-4743, Scopus ID: 57200188383, Researcher ID: B-5487-2019, lyudmila_gulyaeva_tmn@mail.ru

Опубликован
2019-03-12
Раздел
Исследовательская статья