Механизмы и процедуры обеспечения качества в высшем образовании в контексте реализации европейских подходов

  • Марина Алексеевна Измайлова ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» https://orcid.org/0000-0001-7558-9639
  • Евгения Юрьевна Корнева Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» https://orcid.org/0000-0002-1656-0382
  • Василий Иванович Маколов ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» https://orcid.org/0000-0001-5610-6750
  • Татьяна Анатольевна Салимова ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» https://orcid.org/0000-0003-4050-2702
Ключевые слова: высшее образование, система обеспечения качества, стандарты и рекомендации ESG, проблемы качества образования, опрос российских университетов, инструменты обеспечения качества

Аннотация

Введение. Проблемы обеспечения качества входят в число приоритетных в деятельности российских и европейских университетов. В связи с этим в настоящей статье авторы исследуют различные подходы к данному процессу в образовательных организациях, анализируют результаты проведенного исследования, связанного с оценкой европейских процедур, моделей и механизмов гарантии качества, реализуемых в российских университетах.
Материалы и методы. В конце 2019 г. авторами проведено исследование с применением сервиса Google Docs. В нем приняли участие 104 эксперта – представители вузов из 50-ти регионов России. Исследование проводилось на основе экспертного интернет-опроса и статистического анализа полученных результатов.
Результаты исследования. В российских университетах в наибольшей степени распространены модель обеспечения качества, основанная на требованиях и критериях государственной аккредитации, а также модель, базирующаяся на стандартах и рекомендациях ESG ENQA, а приоритетное внимание уделяется разработке основных документов по гарантии качества образования на институциональном уровне без регламентации неключевых аспектов. В большинстве вузов ответственность за координацию деятельности в области качества закреплена за проректором (как правило, по учебной работе). Университеты достаточно активно проводят опросы обучающихся, именно на этой группе заинтересованных сторон они делают акцент в процессе реализации обратной связи по вопросам качества образования. Распространена практика обсуждения результатов анализа опросов заинтересованных сторон на уровне ученых советов. К числу наиболее распространенных инструментов обеспечения качества относятся опрос обучающихся, работодателей, преподавателей и сотрудников по вопросам качества образования, мониторинг трудоустройства и карьерного роста выпускников, профессионально-общественная аккредитация. Значительная часть респондентов выделила следующие основные проблемы: отсутствие единой модели обеспечения качества образования и дефицит квалифицированных кадров в данной области.
Обсуждение и заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для дальнейшего совершенствования систем обеспечения качества образования в российских университетах в контексте развития положений Болонского процесса.

 

Биографии авторов

Марина Алексеевна Измайлова, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49), доктор экономических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7558-9639, Scopus ID: 57189310428, Researcher ID: F-6838-2017, m.a.izmailova@mail.ru

Евгения Юрьевна Корнева, Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»

руководитель представительства в Москве ООО «Русский Регистр-Балтийская инспекция», Программы Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» по независимым оценкам качества образования (127642, Россия, г. Москва, проезд Дежнева, д. 1, оф. 415), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1656-0382, Publons ID: https://publons.com/researcher/3753884/korneva-evgeniya, ekorneva@inbox.ru

Василий Иванович Маколов, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

доцент кафедры организационного развития ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» (125993, Россия, г. Москва, Миусская площадь, д. 6), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-6750, Scopus ID: 56303841000, vmakolov@yandex.ru

Татьяна Анатольевна Салимова, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой управления качеством ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4050-2702, Scopus ID: 56303996800, tasalimova@yandex.ru

Опубликован
2020-09-18
Раздел
Международный опыт интеграции образования