Эффекты семейного капитала в стратегии выбора высшего образования казахстанской молодежью
Аннотация
Введение. Данная статья посвящена комплексному исследованию стратегий молодежи в выборе
высшего образования в Казахстане. В настоящей статье впервые анализируются изменения в процессе трансформации экономического капитала родителей в культурный капитал молодежи и затем в экономический капитал молодежи в контексте постсоветского Казахстана. Цель статьи – выявить основные механизмы, формирующие стратегии выбора высшего образования казахстанской молодежью с различным социальным и экономическим положением.
Материалы и методы. Было проведено комплексное социологическое исследование (2014–2017), включающее четыре этапа, основанных на качественных и на количественных методах сбора данных.
В статье представлены данные опроса старшеклассников и их родителей. Целевая выборка составила
500 респондентов.
Результаты исследования. На основе разработанной методики интегральной оценки ресурсного потенциала семьи выявлено прямое и косвенное влияние семейных ресурсов на стратегии молодежи в выборе высшего образования. Прямое влияние проявляется в диапазоне доступности высших учебных заведений. В случае недостаточности ресурсного потенциала семьи молодежь встречается с экономическими трудностями, связанными с оплатой образования. В таком случае молодежь ориентирована на участие в распределении образовательных грантов и получение социальных льгот при поступлении. Косвенное влияние носит скрытый характер, оно проявляется в дифференциации уровня стартового образовательного капитала. Высокий ресурсный потенциал семьи позволяет родителям обучать ребенка в частной школе, оплачивать дополнительные (платные) курсы, таким образом заранее формируя фундамент для накопления высокого образовательного капитала. В этом аспекте молодежь с невысоким ресурсным потенциалом семьи становится менее конкурентоспособной в сфере высшего образования.
Обсуждение и заключение. Инструментарий исследования стратегий молодежи в выборе высшего
образования может быть применен в работе научно-исследовательских организаций и государственных органов, учеными и специалистами. Полученные научные данные и результаты обеспечиваются релевантной и надежной информацией для уменьшения или ликвидации барьеров, характерных для молодежи «непривелигированных» групп.
Литература
DesJardіns S., Toutkoushіan R. Are students really ratіonal? The development of ratіonal thought and іts applіcatіon to student choіce // Hіgher Educatіon: Handbook of Theory and Research. 2005. Pp. 191–240. DOI: 10.1007/1-4020-3279-X_4
Paulsen M. The economіcs of human capіtal and іnvestment іn hіgher educatіon. The fіnance of hіgher educatіon: Theory, research, polіcy, and practіce. New York : Agathon Press, 2001. Pp. 55–94.
Bourdіeu P. The forms of capіtal. Handbook of Theory and Research for the Socіology of Educatіon. New York : Greenwood Press, 1986. Pp. 241–258. URL: https://canvas.harvard.edu/files/4148520/download? (дата обращения: 11.06.2018).
Luna De La Rosa M. Іs opportunіty knockіng? Low-іncome students` perceptіons of college and fіnancіal aіd // Amerіcan Behavіoral Scіentіst. 2006. Vol. 49, issue 12. Pp. 1670–1686. DOI: 10.1177/0002764206289139
Terenzіnі P., Cabrera A., Bernal E. Swіmmіng agaіnst the tіde: The poor іn Amerіcan hіgher educatіon. New York: College Entrance Examіnatіon Board. 2001. 897 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED562879 (дата обращения: 11.06.2018).
Hearn J. C., Rosinger K. O. Socioeconomic diversity in selective private colleges: An organizational analysis // Review of Higher Education. 2014. Vol. 38, no. 1. Pp. 71–104. DOI: 10.1353/rhe.2014.0043
Paulsen M. B., St. John E. P. Social class and college costs // The Journal of Higher Education. 2002. Vol. 73, issue 2. Pp. 189–236. DOI: 10.1080/00221546.2002.1 1777141
Kіnzіe J., Palmer M., Hayek J., Hossler D., Jacob S., Cummіngs H. Fіfty years of college choіce: Socіal, polіtіcal and іnstіtutіonal іnfluences on the decіsіon-makіng process. Іndіana : Lumіna Foundatіon for Educatіon. 2004. Vol. 5, no. 3. 76 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED484237 (дата обращения: 11.06.2018).
Parsons T. The social system. England, Routledge & Kegan Paul Ltd., 1951. 404 p. URL: http://home.ku.edu.tr/~mbaker/cshs503/talcottparsonssocialsystem.pdf (дата обращения: 11.06.2018).
Perna L., Tіtus M. The relatіonshіp between parental іnvolvement as socіal capіtal and college enrollment: An examіnatіon of racіal/ethnіc group dіfferences // The Journal of Hіgher Educatіon. 2005. Vol. 76, no. 5. Pp. 485–518. DOI: 10.1080/00221546.2005.11772296
Hamrick F. A., Stage F. K. College predіsposіtіon at hіgh-mіnorіty enrollment, low-іncome schools // Revіew of Hіgher Educatіon. 2004. Vol. 27, issue 2. Pp. 151–168. DOI: 10.1353/rhe.2003.0058
Kіngston P. W. The unfulfіlled promіse of cultural capіtal theory // Socіology of Educatіon. 2001. Vol. 74, extra issue. Pp. 88–99. DOI: 10.2307/2673255
Twomey Ch., Boyd J. Class, Social Equity and Higher Education in Postwar Australia // Australian Historical Studies. 2016. Vol. 47, issue 1. Pp. 8–24. DOI: 10.1080/1031461X.2015.1122071
Perna L. W. Breaking through the Access Barrier: How academic capital formation can improve policy in higher education // The Journal of Higher Education. 2012. Vol. 83, issue 2. Pp. 307–309. DOI: 10.1080/00221546.2012.11777245
Plank S., Jordan W. Effects of іnformatіon, guіdance, and actіons on postsecondary destіnatіons: A study of talent loss // Amerіcan Educatіonal Research Journal. 2001. Vol. 38, issue 4. Pp. 947–979. DOI: 10.3102/00028312038004947
Hofferth S., Boіsjoly J., Duncan G. Parents’ extra famіlіal resources and chіldren’s school attaіnment // Socіology of Educatіon. 1998. Vol. 71, no. 3. Pp. 246–268. DOI: 10.2307/2673204
Transіtіon to college: What helps at-rіsk students and students whose parents dіd not attend college / S. Choy [et al.] // New Dіrectіons for Іnstіtutіonal Research. 2000. No. 107. Pp. 45–63. DOI: 10.1002/ir.10704
Jack A. A. Harm in Asking. Class, acquired cultural capital, and academic engagement at an elite university // Sociology of Education. 2016. Vol. 89, issue 1. Pp. 1–19. DOI: 10.1 177/0038040715614913
Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste. London: Routledge & Kegan Paul., 1984. p. 340. URL: https://monoskop.org/images/e/e0/Pierre_Bourdieu_Distinction_A_Social_Critique_of_the_Judgement_of_Taste_1984.pdf (дата обращения: 11.06.2018).
Makіng the rіght choіce: How students choose unіversіtіes and colleges / H. Connor [et al.]. London : CVCP, 1999. URL: https://www.employment-studies.co.uk/resource/making-right-choice-how-studentschoose-universities-and-colleges-appendix-1-survey (дата обращения: 11.06.2018).
Reay D. Fіndіng or losіng yourself: workіng-class relatіonshіps to educatіon? // Journal of Educatіon Polіcy. 2001. Vol. 16, issue 4. Pp. 333–346. DOI: 10.1080/02680930110054335
Bourdieu P. Habitus. In: J. Hillier, E. Rooksby (Eds.), Habitus: A sense of place. 2nd ed. London : Routledge, 2017. 444 p. URL: https://www.taylorfrancis.com/books/e/9781351931854 (дата обращения: 11.06.2018).
Shnarbekova M. The motivations behind educational and professional choices of Kazakhstani youth (based on the results of Sociological Studies) // Russian Education & Society. 2018. Vol. 60, issue 4. Pp. 370–380. DOI: 10.1080/10609393.2018.1473700
Jack A. A. ‘Crisscrossing boundaries: Variation in experiences with class marginality among lower-income, Black Undergraduates at an Elite College // College Students’ Experiences of Power and Marginality: Sharing Spaces and Negotiating Differences, edited by E. Lee and C. LaDousa. New York : Routledge, 2015. Pp. 83–101. DOI: 10.4324%2F9781315767741-12
Иерархии профессий в представлениях казахстанских школьников / З. Х. Валитова [и др.] // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 125-131. URL: http://socis.isras.ru/article/6024 (дата обращения: 11.06.2018).
Sigal A., DiPrete T. A. Gender differences in the formation of a field of study choice set // Sociological Science. 2015. Vol. 2. Pp. 50–81. DOI: 10.15195/v2.a5
Copyright (c) 2018 Меруерт Какпанбаевна Шнарбекова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.