Эффекты семейного капитала в стратегии выбора высшего образования казахстанской молодежью

  • Меруерт Какпанбаевна Шнарбекова Казахский национальный университет имени аль-Фараби https://orcid.org/0000-0002-1350-2806
Ключевые слова: выбор высшего образования, влияние семейного капитала, выбор вуза, социально-экономический статус, образовательный план, социальный капитал, культурный капитал семьи

Аннотация

Введение. Данная статья посвящена комплексному исследованию стратегий молодежи в выборе
высшего образования в Казахстане. В настоящей статье впервые анализируются изменения в процессе трансформации экономического капитала родителей в культурный капитал молодежи и затем в экономический капитал молодежи в контексте постсоветского Казахстана. Цель статьи – выявить основные механизмы, формирующие стратегии выбора высшего образования казахстанской молодежью с различным социальным и экономическим положением.
Материалы и методы. Было проведено комплексное социологическое исследование (2014–2017),  включающее четыре этапа, основанных на качественных и на количественных методах сбора данных.
В статье представлены данные опроса старшеклассников и их родителей. Целевая выборка составила
500 респондентов.
Результаты исследования. На основе разработанной методики интегральной оценки ресурсного потенциала семьи выявлено прямое и косвенное влияние семейных ресурсов на  стратегии молодежи в выборе высшего образования. Прямое влияние проявляется в диапазоне доступности высших учебных заведений. В случае недостаточности ресурсного потенциала семьи молодежь встречается с экономическими трудностями, связанными с оплатой образования. В таком случае молодежь ориентирована на участие в распределении образовательных грантов и получение социальных льгот при поступлении. Косвенное влияние носит скрытый характер, оно проявляется в дифференциации уровня стартового образовательного капитала. Высокий ресурсный потенциал семьи позволяет родителям обучать ребенка в частной школе, оплачивать дополнительные (платные) курсы, таким образом заранее формируя фундамент для накопления высокого образовательного капитала. В этом аспекте молодежь с невысоким ресурсным потенциалом семьи становится менее конкурентоспособной в сфере высшего образования.
Обсуждение и заключение. Инструментарий исследования стратегий молодежи в выборе высшего
образования может быть применен в работе научно-исследовательских организаций и государственных органов, учеными и специалистами. Полученные научные данные и результаты обеспечиваются релевантной и надежной информацией для уменьшения или ликвидации барьеров, характерных для молодежи «непривелигированных» групп.

Биография автора

Меруерт Какпанбаевна Шнарбекова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби

старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы Казахского национального университета имени аль-Фараби (050040, Казахстан, г. Алматы, пр-т аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1350-2806, Scopus ID: 57200079996, Researcher ID: O-1500-2014, shnarbekova.meruert@gmail.com

Литература

DesJardіns S., Toutkoushіan R. Are students really ratіonal? The development of ratіonal thought and іts applіcatіon to student choіce // Hіgher Educatіon: Handbook of Theory and Research. 2005. Pp. 191–240. DOI: 10.1007/1-4020-3279-X_4

Paulsen M. The economіcs of human capіtal and іnvestment іn hіgher educatіon. The fіnance of hіgher educatіon: Theory, research, polіcy, and practіce. New York : Agathon Press, 2001. Pp. 55–94.

Bourdіeu P. The forms of capіtal. Handbook of Theory and Research for the Socіology of Educatіon. New York : Greenwood Press, 1986. Pp. 241–258. URL: https://canvas.harvard.edu/files/4148520/download? (дата обращения: 11.06.2018).

Luna De La Rosa M. Іs opportunіty knockіng? Low-іncome students` perceptіons of college and fіnancіal aіd // Amerіcan Behavіoral Scіentіst. 2006. Vol. 49, issue 12. Pp. 1670–1686. DOI: 10.1177/0002764206289139

Terenzіnі P., Cabrera A., Bernal E. Swіmmіng agaіnst the tіde: The poor іn Amerіcan hіgher educatіon. New York: College Entrance Examіnatіon Board. 2001. 897 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED562879 (дата обращения: 11.06.2018).

Hearn J. C., Rosinger K. O. Socioeconomic diversity in selective private colleges: An organizational analysis // Review of Higher Education. 2014. Vol. 38, no. 1. Pp. 71–104. DOI: 10.1353/rhe.2014.0043

Paulsen M. B., St. John E. P. Social class and college costs // The Journal of Higher Education. 2002. Vol. 73, issue 2. Pp. 189–236. DOI: 10.1080/00221546.2002.1 1777141

Kіnzіe J., Palmer M., Hayek J., Hossler D., Jacob S., Cummіngs H. Fіfty years of college choіce: Socіal, polіtіcal and іnstіtutіonal іnfluences on the decіsіon-makіng process. Іndіana : Lumіna Foundatіon for Educatіon. 2004. Vol. 5, no. 3. 76 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED484237 (дата обращения: 11.06.2018).

Parsons T. The social system. England, Routledge & Kegan Paul Ltd., 1951. 404 p. URL: http://home.ku.edu.tr/~mbaker/cshs503/talcottparsonssocialsystem.pdf (дата обращения: 11.06.2018).

Perna L., Tіtus M. The relatіonshіp between parental іnvolvement as socіal capіtal and college enrollment: An examіnatіon of racіal/ethnіc group dіfferences // The Journal of Hіgher Educatіon. 2005. Vol. 76, no. 5. Pp. 485–518. DOI: 10.1080/00221546.2005.11772296

Hamrick F. A., Stage F. K. College predіsposіtіon at hіgh-mіnorіty enrollment, low-іncome schools // Revіew of Hіgher Educatіon. 2004. Vol. 27, issue 2. Pp. 151–168. DOI: 10.1353/rhe.2003.0058

Kіngston P. W. The unfulfіlled promіse of cultural capіtal theory // Socіology of Educatіon. 2001. Vol. 74, extra issue. Pp. 88–99. DOI: 10.2307/2673255

Twomey Ch., Boyd J. Class, Social Equity and Higher Education in Postwar Australia // Australian Historical Studies. 2016. Vol. 47, issue 1. Pp. 8–24. DOI: 10.1080/1031461X.2015.1122071

Perna L. W. Breaking through the Access Barrier: How academic capital formation can improve policy in higher education // The Journal of Higher Education. 2012. Vol. 83, issue 2. Pp. 307–309. DOI: 10.1080/00221546.2012.11777245

Plank S., Jordan W. Effects of іnformatіon, guіdance, and actіons on postsecondary destіnatіons: A study of talent loss // Amerіcan Educatіonal Research Journal. 2001. Vol. 38, issue 4. Pp. 947–979. DOI: 10.3102/00028312038004947

Hofferth S., Boіsjoly J., Duncan G. Parents’ extra famіlіal resources and chіldren’s school attaіnment // Socіology of Educatіon. 1998. Vol. 71, no. 3. Pp. 246–268. DOI: 10.2307/2673204

Transіtіon to college: What helps at-rіsk students and students whose parents dіd not attend college / S. Choy [et al.] // New Dіrectіons for Іnstіtutіonal Research. 2000. No. 107. Pp. 45–63. DOI: 10.1002/ir.10704

Jack A. A. Harm in Asking. Class, acquired cultural capital, and academic engagement at an elite university // Sociology of Education. 2016. Vol. 89, issue 1. Pp. 1–19. DOI: 10.1 177/0038040715614913

Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste. London: Routledge & Kegan Paul., 1984. p. 340. URL: https://monoskop.org/images/e/e0/Pierre_Bourdieu_Distinction_A_Social_Critique_of_the_Judgement_of_Taste_1984.pdf (дата обращения: 11.06.2018).

Makіng the rіght choіce: How students choose unіversіtіes and colleges / H. Connor [et al.]. London : CVCP, 1999. URL: https://www.employment-studies.co.uk/resource/making-right-choice-how-studentschoose-universities-and-colleges-appendix-1-survey (дата обращения: 11.06.2018).

Reay D. Fіndіng or losіng yourself: workіng-class relatіonshіps to educatіon? // Journal of Educatіon Polіcy. 2001. Vol. 16, issue 4. Pp. 333–346. DOI: 10.1080/02680930110054335

Bourdieu P. Habitus. In: J. Hillier, E. Rooksby (Eds.), Habitus: A sense of place. 2nd ed. London : Routledge, 2017. 444 p. URL: https://www.taylorfrancis.com/books/e/9781351931854 (дата обращения: 11.06.2018).

Shnarbekova M. The motivations behind educational and professional choices of Kazakhstani youth (based on the results of Sociological Studies) // Russian Education & Society. 2018. Vol. 60, issue 4. Pp. 370–380. DOI: 10.1080/10609393.2018.1473700

Jack A. A. ‘Crisscrossing boundaries: Variation in experiences with class marginality among lower-income, Black Undergraduates at an Elite College // College Students’ Experiences of Power and Marginality: Sharing Spaces and Negotiating Differences, edited by E. Lee and C. LaDousa. New York : Routledge, 2015. Pp. 83–101. DOI: 10.4324%2F9781315767741-12

Иерархии профессий в представлениях казахстанских школьников / З. Х. Валитова [и др.] // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 125-131. URL: http://socis.isras.ru/article/6024 (дата обращения: 11.06.2018).

Sigal A., DiPrete T. A. Gender differences in the formation of a field of study choice set // Sociological Science. 2015. Vol. 2. Pp. 50–81. DOI: 10.15195/v2.a5

Опубликован
2018-12-13
Раздел
Исследовательская статья