Самоконтроль как базовый элемент профессиональной компетентности будущих IТ-специалистов
Аннотация
Введение. В условиях увеличения напряженности профессиональной деятельности все большую значимость приобретают профессиональные компетенции, определяющие качество выполняемой работы, эффективность решения стратегических и тактических задач. Способность IT-специалистов осуществлять систематический контроль собственных действий в напряженных условиях позволяет им найти рациональный подход, обеспечить высокую точность деятельности, ее продуктивность. Актуальность проблемы самоконтроля деятельности обусловлена существующим противоречием между требованиями работодателя и актуальными умениями молодых специалистов, что определяет необходимость экспериментального исследования самоконтроля будущих IT-специалистов. Цель статьи заключается в раскрытии и обосновании актуальности проблемы самоконтроля, представлении данных экспериментального исследования самоконтроля будущих IT-специалистов в напряженных условиях деятельности.
Материалы и методы. Экспериментальное исследование построено на стратегии методологической триангуляции, в соответствии с которой были использованы количественные (диагностические методики) и качественные (беседа, наблюдение) методы. Для обработки результатов исследования применялись методика контент-анализа и методы математической статистики.
Результаты исследования. Определены особенности самоконтроля будущих IT-специалистов в напряженных условиях деятельности (эмоциональная и волевая составляющие). У испытуемых показатели осуществления контроля над собственным эмоциональным состоянием (самочувствие, активность, настроение) в условиях монотонии и ограниченности времени снижаются. Волевая составляющая самоконтроля деятельности будущих IT-специалистов характеризуется слабой устойчивостью внимания, ухудшением скорости и качества действий. У обучающихся зафиксирована низкая частота проявления действий самоконтроля, направленных на достижение высокой результативности деятельности.
Обсуждение и заключение. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что
будущие IT-специалисты в напряженных условиях деятельности испытывают трудности осуществления эмоционального и волевого самоконтроля. Полученные результаты представляют практическую значимость для психологов, педагогов при разработке и осуществлении программ психологического сопровождения обучающихся в системе среднего и высшего образования, определении и апробации технологий развития самоконтроля. Дальнейшие направления изучения проблемы самоконтроля связаны с выявлением способов формирования и развития самоконтроля у будущих IT-специалистов в условиях образовательного процесса.
Литература
Боковиков А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1. С. 93–102. URL: http://www.ipras.ru/08_1_00.shtml (дата обращения: 11.04.2018).
Иванников В. А., Монроз А. В. Сравнительный анализ устойчивых характеристик волевой активности в разных видах жизнедеятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 1. С. 16–24. DOI: 10.18384/2310-7235-2016-1-16-24
Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Т. Ю. Иванова [и др.] // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 85–121. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/11/1164521982/OrgPsy_2018_1(5)_Ivanova_et_al(85-121).pdf (дата обращения: 11.04.2018).
Кузнецов В. А. Проблема надежности при подготовке водителей // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 2. С. 233–240. URL: http://journals.udsu.ru/philosophy-psychology-pedagogy/article/view/674 (дата обращения: 09.04.2018).
Kuhl J., Kazеn M., Koole S. L. Putting self-regulation theory into practice: A user’s manual // Applied Psychology: An International Review. 2006. Vol. 55, issue 3. Pp. 408–418. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/bb06/31a161a462f5519adcb47853f83f94071846.pdf (дата обращения: 26.12.2017).
Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions / V. I. Morosanova [et al.] // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. Vol. 10, issue 4. Pp. 195–207. DOI: 10.11621/pir.2017.0417
Teichman M., Leonova A. Mental health and risks in organizational behavior // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2014. Vol. 23 (4). Pp. 618–627. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/9651675 (дата обращения: 26.12.2017).
Self-control as a personal resource: Determining its relationships to success, perseverance and well-being / T. O. Gordeeva [et al.] // Russian Education and Society. 2017. Vol. 59, issue 5-6. Рp. 231–255. DOI: 10.1080/10609393.2017.1408367
Полякова О. Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 133–137. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=861&article_id=5908 (дата обращения: 15.12.2017).
Кузнецова А. С., Титова М. А. Эффективная саморегуляция состояния в напряженных условиях как дифференцирующая компетенция // Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1, № 1. С. 84–109. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document204.pdf (дата обращения: 11.04.2018).
Snyder M. Self-monitoring of expressive behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. Vol. 30, no. 4. Pp. 526–537. URL: http://www.communicationcache.com/uploads/1/0/8/8/10887248/self-monitoring_of_expressive_behavior.pdf (дата обращения: 18.12.2017).
Rotter J. В. Cognates of personal control: Locus of control, self-efficacy, and explanatory style // Applied and Preventive Psychology. 1992. Vol. 1, issue 2. Pp. 127–129. DOI: 10.1016/S0962-1849(05)80154-4
Tangney J. P., Baumeister R. F, Boone A. L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success // Journal of Personality 2004. Vol. 72, issue 2. Pp. 271–324. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15016066 (дата обращения: 25.12.2017).
Vohs K. D., Baumeister R. F., Schmeichel B. J. Motivation, personal beliefs, and limited resources all contribute to self-control // Journal of Experimental Social Psychology. 2012. Vol. 48. Рp. 943–947. DOI: 10.1016/j.jesp.2012.08.007
Uziel L., Baumeister R. F. The self-control irony: Desire for self-control limits exertion of self-control in demanding settings // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43, issue 5. Pp. 693–705. DOI: 10.1177/0146167217695555
Itzchakov G., Uziel L., Wood W. When attitudes and habits don’t correspond: Self-control depletion increases persuasion but not behavior // Journal of Experimental Social Psychology. 2018. Vol. 75. Рp. 1–10. DOI: 10.1016/j.jesp.2017.10.011
Job V., Dweck C. S., Walton G. M. Ego depletion-is it all in your head? Implicit theories about willpower affect self-regulation // Psychological Science. 2010. Vol. 21, issue 11. Рp. 1686–1693. DOI: 10.1177/0956797610384745
Muraven M., Slessareva E. Mechanisms of self-control failure: Motivation and limited resources // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. Pp. 894–906. DOI: 10.1177/0146167203029007008
Mischel W. Toward an integrative science of the person // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. Pp. 1–22. DOI: 10.1 146/annurev.psych.55.042902.130709
Zimmerman B. J. Investigating self-regulation and motivation: Historical backgraund, methodological developments, and future prospects // American Education Research Journal. 2008. Vol. 45, issue 1. Pp. 166–183. DOI: 10.3102/0002831207312909
Фаликман М. В., Печенкова Е. В. Принципы физиологии активности Н. А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 4. С. 48–66. DOI: 10.17759/chp.2016120405
Измерение самоконтроля и агрессии преступников / В. В. Краснов [и др.] // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5, № 6А. С. 91–103. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2016-6/8-krasnov-kurbatova-nasledov-nikiforov.pdf (дата обращения: 09.04.2018).
Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1. С. 120–132.
Павлова Н. С., Сергиенко Е. А. Субъектная и личностная регуляция поведения как проявление индивидуальности человека // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 43–56.
Kleiman T., Hassin R. R., Trope Y. The сontrol-freak mind: Stereotypical biases are eliminated following conflict-activated cognitive control // Journal of Experimental Psychology: General. 2014. Vol. 143, issue 2. Pp. 498–503. DOI: 10.1037/a0033047
Когнитивный контроль и чувство присутствия в виртуальных средах / Б. Б. Величковский [и др.] // Экспериментальная психология. 2016. № 1. С. 5–20. DOI: 10.17759/exppsy .2016090102
Kotabe H. P., Hofmann W. On integrating the components of self-control // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10, issue 5. Pp. 618–638. DOI: 10.1 177/1745691615593382
Янчук В. А. Эволюция метода социально-психологического исследования: от модернистской экстраспекции к постмодернистской диалогической методологии // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 4–17. URL: http://media.miu.by/files/store/items/pj/13/pj_13_2007_1.pdf (дата обращения: 19.12.2017).
Станкевич Н. Л., Бакунович М. Ф. Структурные и динамические характеристики самоконтроля личности будущих специалистов // Becui БДПУ. Сер. 1. 2017. № 2. С. 65–69. URL: https://clck.ru/EnxAJ (дата обращения: 19.12.2017).
Copyright (c) 2018 Милана Федоровна Бакунович, Наталия Леонидовна Станкевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.