Оценка управления образовательным процессом высших учебных заведений по результатам подготовки и выпуска специалистов: теория и практика

  • Александр Ивановичич Бокарев ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» https://orcid.org/0000-0003-4712-8629
  • Елена Сергеевна Денисова ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» https://orcid.org/0000-0003-0136-858X
  • Иван Александрович Игнатович ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» https://orcid.org/0000-0002-4696-0950
  • Александр Юрьевич Казаков ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» https://orcid.org/0000-0001-9971-7850
Ключевые слова: образовательный процесс, задание на подготовку специалистов, образовательная траектория, заданная норма выпуска специалистов, оптимальная и рациональная области управления

Аннотация

Введение. Данное исследование посвящено проблеме выполнения вузами заданий по подготовке специалистов. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей потребностью преподавателей в информации о результатах подготовки специалистов относительно заданий по их подготовке. Цель статьи – описать метод оценки управления образовательным процессом высших учебных заведений по результатам подготовки и выпуска специалистов.
Материалы и методы. Исследование построено на основе сбора и анализа результатов подготовки специалистов за период 2015–2019 гг. Совместное использование полученных данных и методов  нормативного прогнозирования и интерполирования позволило авторам рассчитать и измерить промежуточные результаты относительно конечных, построить образовательные траектории, что дало возможность оценивать управление образовательным процессом по результатам подготовки и выпуска специалистов.
Результаты исследования. Авторы статьи впервые показали, что приведенные результаты не только демонстрируют масштабы подготовки и выпуска специалистов, но и позволяют оценивать управление образовательным процессом и разрабатывать необходимые управленческие решения, регламентирующие нормы и меры по подготовке и выпуску специалистов не ниже заданных конечных результатов.
Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие концепции управления образовательными процессами (системами) при условии, что заданы конечные результаты выпуска специалистов. Материалы статьи представляют интерес для научно-педагогического сообщества, профессорско-преподавательского и руководящего составов образовательных учреждений.

 

Биографии авторов

Александр Ивановичич Бокарев, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

доцент кафедры промышленной экологии и безопасности ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 11), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4712-8629, Scopus ID: 57205220710, Researcher ID: F-3763-2018, bokarev_ai@mail.ru

Елена Сергеевна Денисова, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

доцент кафедры промышленной экологии и безопасности ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 11), кандидат биологических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0136-858X, Scopus ID: 57205224695, Researcher ID: F-3024-2018, denisova_100@mail.ru

Иван Александрович Игнатович, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

доцент кафедры промышленной экологии и безопасности ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 11), кандидат технических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4696-0950, Researcher ID: F-6237-2019, ignatovich_ia@mail.ru

Александр Юрьевич Казаков, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

старший преподаватель кафедры машиноведения ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, пр. Мира, д. 11), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9971-7850, a.yu.kazakov@gmail.com

 

Опубликован
2021-03-16
Раздел
Мониторинг образования