Стратегирование образования: экосистемный переход

  • Лидия Владимировна Кремнева ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» https://orcid.org/0000-0003-4886-9023
  • Кирилл Евгеньевич Заведенский ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» https://orcid.org/0000-0001-7379-4639
  • Павел Давидович Рабинович ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» https://orcid.org/0000-0002-2287-7239
  • Светлана Николаевна Апенько ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» https://orcid.org/0000-0002-7618-3961
Ключевые слова: процесс образования, образовательная экосистема, образовательный запрос, преадаптация, цифровая образовательная среда

Аннотация

Введение. Авторы статьи, основываясь на многочисленность исследований по трансформации системы образования, впервые предлагают практическую модель образования, построенную как результат взгляда на образование из сконструированного образа будущего с учетом мировых трендов. Актуальность статьи обусловлена требованием реагирования на несоответствие международным тенденциям системы образования, сформированной для обеспечения воспроизводства сложившихся культурных норм и социально-производственных отношений в обществе с целью поддержания его устойчивости. Цель исследования ‒ разработка образовательной модели, ключевой формой организации которой становится образовательная экосистема, а содержание формируется как рефлексия процесса стратегирования на основе фундаментальных трендов и тенденций развития мира.
Материалы и методы. С помощью методов анализа и синтеза выделены группы актуальных мировых трендов и показано их влияние на проектируемый образ образования. Методы фокус-групп и кейс-стади использованы для изучения передовых образовательных практик, их обобщения, построения, проверки гипотез и апробации элементов предлагаемой авторами новой модели образования.
Результаты исследования. Авторами обоснована концепция новой модели образования из будущего как результата ценностно-смысловых основ стратегирования согласия различных социальных групп – участников образования. Авторская концепция модели образования из будущего базируется на ценностно-смысловых основах, что отличает ее от преобладающей позиции, связанной с обоснованием только требований к результатам и содержанию образования. Новое видение образования из будущего будет способствовать успешному внедрению практик трансформации образования с учетом мировых трендов и на базе видения образования из будущего, а именно коллективно-желаемого образа будущего, а не продолженного «доработанного» настоящего.
Обсуждение и заключение. Статья будет полезна организаторам изменений в образовательных системах на разных уровнях (регион, город, школа), а также исследователям в сфере современных моделей, подходов и образовательных технологий, возникающих под влиянием мировых трендов.

 

Биографии авторов

Лидия Владимировна Кремнева, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)»

младший научный сотрудник Центра проектного и цифрового развития образования ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4886-9023, lika.chekalova@gmail.com

Кирилл Евгеньевич Заведенский, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)»

заместитель директора Центра проектного и цифрового развития образования ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7379-4639, kirillzav3@gmail.com

Павел Давидович Рабинович, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)»

директор Центра проектного и цифрового развития образования, заместитель директора Школы антропологии будущего ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» (119571, Российская Федерация, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 82), кандидат технических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2287-7239, Researcher ID: N-7024-2015, pavel@rabinovitch.ru

Светлана Николаевна Апенько, ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» (644077, Российская Федерация, г. Омск, пр-т Мира, д. 55а), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7618-3961, Scopus ID: 57189324004, Researcher ID: D-1661-2015, apenkosn@yandex.ru

Опубликован
2020-12-18
Раздел
Академическая интеграция