Региональная доступность как фактор развития туристского направления
Аннотация
Введение. Туристский вектор развития представляется в качестве одного из перспективных и/или приоритетных направлений социально-экономического развития регионов Северо-Запада России. В условиях усиливающейся конкуренции за туриста, при наличии уникального туристско-рекреационного потенциала и сформированной инфраструктуры туризма, все большее значение приобретает доступность регионов. Цель статьи – по результатам проведенного исследования определить доступность регионов Северо-Западного федерального округа для развития туристской сферы деятельности на основе комплексной оценки географической, транспортной и инфраструктурной доступности.
Материалы и методы. В рамках исследования на основе статистических данных Росстата, официальных сайтов Федерального агентства по туризму Российской Федерации, компании ОАО «РЖД» и сайта tutu.ru были рассчитаны медианные показатели. С помощью метода экономического анализа была определена доступность территорий для туристических потоков, которая определялась в с помощью оценки транспортной доступности, времени, затраченного на передвижение, и стоимости проезда.
Результаты исследования. По итогам проведенного анализа выделены 4 типологические группы (центральные, полуцентральные, полупериферийные и периферийные) субъектов Северо-Западного федерального округа в аспекте региональной доступности для развития туристского направления. К доступным для туристов территориям отнесены регионы центрального расположения, представляющие интерес для посещения и имеющие высокие показатели транспортной доступности. Составленная группировка отражает возможности территории в принятии туристов, оцененные по направлениям: стоимость, доступность, удаленность.
Обсуждение и заключение. Результаты данной работы могут быть использованы региональными органами государственной власти при принятии управленческих решений в сфере развития туризма. Материал статьи имеет научную и практическую значимость для ученых, занимающихся исследованием проблем развития регионального туризма, а также для представителей туристского бизнеса.