Региональные особенности развития туристской инфраструктуры и их влияние на туризм

Ключевые слова: туризм, инфраструктура туризма, туристский рынок, диспропорция, региональный туризм, туристская деятельность, туристская дестинация

Аннотация

Введение. Туристская деятельность выступает в качестве одного из важных драйверов развития региональных экономик. Особенно значимость регионального туризма возросла в последний год, когда ограничения международного туристского передвижения, обусловленные пандемией COVID-19, переориентировали туристские потоки на внутренний туризм. Актуальность темы исследования обусловлена особенностями и неравномерностью развития туризма и туристской инфраструктуры в разных регионах страны и необходимостью выявления причин и последствий возникающих диспропорций. Цель статьи – по результатам проведенного исследования определить региональные особенности развития инфраструктуры туризма и влияющие на них факторы.

Материалы и методы. Исследование проведено на основе анализа официальных статистических данных Росстата и Ростуризма о развитии туризма и туристской инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации. Для выявления уровня развития инфраструктуры туризма были использованы экономико-статистические методы и специфические показатели, характеризующие туристскую инфраструктуру, в том числе индексы Берете ‒ Деферта, Шнайдера и др. Проведен горизонтальный и структурный анализ статистических данных о развитии туризма и его инфраструктуры, позволивший выявить особенности регионального развития туристской инфраструктуры.

Результаты исследования. В статье проанализированы статистические данные, характеризующие туристскую деятельность, изучены региональные диспропорции в развитии туристской инфраструктуры, выявлены причины и последствия неравномерности развития регионального инфраструктурного обеспечения туристской деятельности, сформулированы предложения по их учету при разработке стратегических мастер-планов развития туристских территорий.

Обсуждение и заключение. Полученные результаты могут быть использованы при разработке стратегий развития регионального инфраструктурного обеспечения туристской деятельности, создании мастер-планов туристских дестинаций, что будет способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений в области развития туристской деятельности на региональном уровне.

Биографии авторов

Михаил Анатольевич Морозов, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), профессор кафедры туризма и культурного наследия АНО ВО «Российский новый университет» (105005, Российская Федерация, г. Москва, ул. Радио, д. 22), доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, действительный и почетный член Национальной академии туризма, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6693-9884, Researcher ID: K-6241-2018, mmorozov@bk.ru

Наталья Степановна Морозова, АНО ВО «Российский новый университет»

научный руководитель института бизнес-технологий АНО ВО «Российский новый университет» (105005, Российская Федерация, г. Москва, ул. Радио, д. 22), доктор экономических наук, профессор, действительный и почетный член Национальной академии туризма, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6491-363X, sks@rosnou.ru

Опубликован
2021-09-30
Раздел
Экономическая социология и демография