Стратегическое управление устойчивым развитием предприятий малого бизнеса

Ключевые слова: устойчивое развитие, стратегия устойчивого развития, малое предприятие, составляющие устойчивого развития, оценка уровня устойчивого развития, устойчивое развитие, стратегия устойчивого развития, малое предприятие, составляющие устойчивого развития, оценка уровня устойчивого развития

Аннотация

Введение. Глобализация экономики, формирование концепции устойчивого развития во многом определяют стратегию продвижения организаций как крупного, так и малого бизнеса. Следование принципам устойчивого развития становится для предприятий обязательным условием для повышения конкурентоспособности и привлекательности для стейкхолдеров. Цель статьи – на основе проведенного исследования разработать этапы формирования стратегического управления устойчивым развитием предприятий малого бизнеса.

Материалы и методы. На примере компании АО «Лидер-Компаунд» проведен анализ финансово-экономической, экологической и социальной составляющих устойчивости предприятия. Материалами исследования послужили отчетность организации за 2012–2019 гг. и результаты проведенного анкетирования руководящего состава. Экспертным методом определена итоговая оценка соответствия АО «Лидер-Компаунд» особенностям стратегического управления устойчивым развитием малых и средних предприятий. Использование метода стратегического анализа (SWOT-анализа) позволило выявить сильные и слабые стороны компании, а также угрозы и возможности.

Результаты исследования. Результаты комплексного анализа составляющих устойчивого развития компании позволили провести итоговую оценку соответствия данного предприятия особенностям стратегического управления малыми и средними компаниями. Установлен достаточно высокий уровень развития стратегического управления АО «Лидер-Компаунд», определены резервы для его повышения. Предложен алгоритм процесса разработки и реализации стратегии в области устойчивого развития компании. Для каждого этапа процесса обоснованы методические рекомендации по его выполнению. Для расчета обобщенного интегрального показателя уровня устойчивого развития разработана математическая модель, учитывающая составляющие устойчивого развития предприятия.

Обсуждение и заключение. Предложенный процесс разработки и реализации стратегии устойчивого развития малого предприятия позволит не только сформировать обоснованную по составляющим устойчивого развития стратегию, но и обеспечить возможность ее успешной реализации. Результаты исследования могут быть использованы как в практической деятельности других малых предприятий, так и в дальнейшем научном исследовании особенностей управления устойчивым развитием малых предприятий других сфер деятельности.

Биографии авторов

Надежда Дмитриевна Гуськова, ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2473-9657, Scopus ID: 56646366400, guskov4nd@yandex.ru

Александра Валерьевна Ерастова, ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва"

доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2920-7112, Scopus ID: 57191528367, erastova.74@inbox.ru

Дарья Викторовна Никитина, Агентство «СберМаркетинг»

менеджер отдела контекстной рекламы департамента перформанс рекламы агентства «СберМаркетинг» (117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4214-1210, nidaria96@mail.ru

Опубликован
2021-06-10
Раздел
Политические институты, процессы, технологии