Природные ресурсы как фактор производства регионального туристского продукта и формирования туристских направлений
Аннотация
Введение. Географическое расположение природных ресурсов является детерминантом локализации туризма. Цель статьи – на основе результатов проведенного исследования изучить теоретические и практические аспекты трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и формирования направлений потока туристов.
Материалы и методы. Информационной базой исследования являются материалы опросов потенциальных туристов, проведенных независимыми исследовательскими фирмами; российские и зарубежные научные публикации и экспертные оценки; результаты исследований автора статьи. Для оценки роли и места природных ресурсов в производстве и потреблении туристского продукта использованы контент-анализ и структурно-функциональный анализ. С помощью методов логической интерпретации, статистической обработки данных, табличного и графического методов определены схема трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и степень потребительского предпочтения туристского направления.
Результаты исследования. Выявлены проблемные аспекты использования природных ресурсов в туризме, один из которых – недооценка этих ресурсов как базового фактора производства и потребления туристского продукта, что негативно сказывается на уровне экономической обоснованности программ развития туризма. Определена роль природных ресурсов в формировании туристских потребностей и направлений потока туристов. Сделаны выводы о возрастании потребности в туризме с преобладанием природной составляющей туристского продукта и о постепенном создании условий для образования локальных проявлений овертуризма и туризмофобии, в частности на курортах Юга России. Сформулированы предложения по повышению экономической обоснованности программ развития внутреннего туризма.
Обсуждение и заключение. Наличие природных ресурсов является первичным базовым условием организации производства и потребления туристского продукта. Значительные затраты на их преобразование в туристские блага повышают требования к уровню обоснованности управленческих решений. Результаты исследования могут найти применение в стратегическом и среднесрочном планировании развития внутреннего туризма российских регионов на базе их природного потенциала.
Copyright (c) 2021 Акоп Айгазович Сарян
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.