Природные ресурсы как фактор производства регионального туристского продукта и формирования туристских направлений

  • Акоп Айгазович Сарян ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» https://orcid.org/0000-0002-3652-5701
Ключевые слова: внутренний туризм, рациональное природопользование, природный ресурс, трансформация ресурса, фактор производства, технология производства и потребления туристского продукта, туристский поток, окружающая среда, овертуризм

Аннотация

Введение. Географическое расположение природных ресурсов является детерминантом локализации туризма. Цель статьи – на основе результатов проведенного исследования изучить теоретические и практические аспекты трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и формирования направлений потока туристов.

Материалы и методы. Информационной базой исследования являются материалы опросов потенциальных туристов, проведенных независимыми исследовательскими фирмами; российские и зарубежные научные публикации и экспертные оценки; результаты исследований автора статьи. Для оценки роли и места природных ресурсов в производстве и потреблении туристского продукта использованы контент-анализ и структурно-функциональный анализ. С помощью методов логической интерпретации, статистической обработки данных, табличного и графического методов определены схема трансформации природных ресурсов в фактор производства и потребления туристского продукта и степень потребительского предпочтения туристского направления.

Результаты исследования. Выявлены проблемные аспекты использования природных ресурсов в туризме, один из которых – недооценка этих ресурсов как базового фактора производства и потребления туристского продукта, что негативно сказывается на уровне экономической обоснованности программ развития туризма. Определена роль природных ресурсов в формировании туристских потребностей и направлений потока туристов. Сделаны выводы о возрастании потребности в туризме с преобладанием природной составляющей туристского продукта и о постепенном создании условий для образования локальных проявлений овертуризма и туризмофобии, в частности на курортах Юга России. Сформулированы предложения по повышению экономической обоснованности программ развития внутреннего туризма.

Обсуждение и заключение. Наличие природных ресурсов является первичным базовым условием организации производства и потребления туристского продукта. Значительные затраты на их преобразование в туристские блага повышают требования к уровню обоснованности управленческих решений. Результаты исследования могут найти применение в стратегическом и среднесрочном планировании развития внутреннего туризма российских регионов на базе их природного потенциала.

Биография автора

Акоп Айгазович Сарян, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук»

ведущий научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук» (354002, Российская Федерация, г. Сочи, ул. Я. Фабрициуса, д. 2/28), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3652-5701, akopsar@rambler.ru

Опубликован
2021-09-30
Раздел
Экономическая социология и демография