Формирование социальной идентичности молодежи региона: потенциал эстетической информации
Аннотация
Введение. Актуальной междисциплинарной проблемой является определение факторов, детерминирующих процессы конструирования социальной идентичности, выступающей в качестве социокультурного фундамента существования любого сообщества. Цель статьи – по результатам проведенного исследования определить актуальную роль и потенциальные возможности художественно-эстетических компонентов социального пространства в процессе формирования региональной идентичности молодежи.
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования стали данные анкетного опроса молодежи г. Москвы и Московской области, Пензенской и Саратовской областей (n = 1 000) и интервью с представителями студенческой молодежи Саратова и Пензы (n = 30), посвященных анализу идентификационной иерархии молодежи и влиянию эстетических компонентов социального пространства региона на формирование ее региональной идентичности. Указанные методы позволили выявить важную роль художественно-эстетических компонентов регионального социального пространства в конструировании региональной идентичности и регионального патриотизма молодежи региона.
Результаты исследования. Определена связь «местного» патриотизма и конкретных социальных установок, ориентированных на развитие территориального сообщества и улучшение его имиджа, а также частичная детерминированность региональных составляющих социальной идентичности респондентов образно-эстетическими факторами. Показано, что на теоретическом уровне учет эстетических факторов конструирования социальной идентичности предполагает переход от детерминированных моделей взаимодействия в системе «социальная среда – формирующаяся личность» к стохастическим.
Обсуждение и заключение. При моделировании процесса формирования социальной идентичности молодежи теоретические модели, опирающиеся на концепции социального конструктивизма, должны учитывать уникальные, интимно-личностные взаимодействия конкретного индивида с единичными социокультурными феноменами, символизирующими коллективную идентичность. Результаты исследования будут полезны всем агентам социализации в практике использования эстетических компонентов регионального социального пространства в процессе формирования регионального патриотизма.
Copyright (c) 2022 В. П. Воробьев, С. Г. Ивченков, Е. В. Еремина, В. Н. Ретинская, И. А. Мурзина
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.