Формирование социальной идентичности молодежи региона: потенциал эстетической информации
Аннотация
Введение. Актуальной междисциплинарной проблемой является определение факторов, детерминирующих процессы конструирования социальной идентичности, выступающей в качестве социокультурного фундамента существования любого сообщества. Цель статьи – по результатам проведенного исследования определить актуальную роль и потенциальные возможности художественно-эстетических компонентов социального пространства в процессе формирования региональной идентичности молодежи.
Материалы и методы. Эмпирической базой исследования стали данные анкетного опроса молодежи г. Москвы и Московской области, Пензенской и Саратовской областей (n = 1 000) и интервью с представителями студенческой молодежи Саратова и Пензы (n = 30), посвященных анализу идентификационной иерархии молодежи и влиянию эстетических компонентов социального пространства региона на формирование ее региональной идентичности. Указанные методы позволили выявить важную роль художественно-эстетических компонентов регионального социального пространства в конструировании региональной идентичности и регионального патриотизма молодежи региона.
Результаты исследования. Определена связь «местного» патриотизма и конкретных социальных установок, ориентированных на развитие территориального сообщества и улучшение его имиджа, а также частичная детерминированность региональных составляющих социальной идентичности респондентов образно-эстетическими факторами. Показано, что на теоретическом уровне учет эстетических факторов конструирования социальной идентичности предполагает переход от детерминированных моделей взаимодействия в системе «социальная среда – формирующаяся личность» к стохастическим.
Обсуждение и заключение. При моделировании процесса формирования социальной идентичности молодежи теоретические модели, опирающиеся на концепции социального конструктивизма, должны учитывать уникальные, интимно-личностные взаимодействия конкретного индивида с единичными социокультурными феноменами, символизирующими коллективную идентичность. Результаты исследования будут полезны всем агентам социализации в практике использования эстетических компонентов регионального социального пространства в процессе формирования регионального патриотизма.
Copyright (c) 2022 В. П. Воробьев, С. Г. Ивченков, Е. В. Еремина, В. Н. Ретинская, И. А. Мурзина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.