Интеграция университета в процесс цифровой трансформации экономики и социальной сферы региона
Аннотация
Введение. Ключевым барьером в период цифровизации экономики является нехватка квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями для разработки, внедрения и использования цифровых технологий. Авторы анализируют современный этап цифровой трансформации экономики России и зарубежных стран, роль университетов в этом процессе, рассматривая в тесной связи понятия информационной политики и стратегии цифровой трансформации университета, предлагают подходы к формированию политики университета в области информационных технологий с целью развития цифровых навыков человеческих ресурсов. Цель статьи – по материалам проведенного исследования определить способы эффективной интеграции университетов в процесс цифровой трансформации экономики и социальной сферы региона.
Материалы и методы. Для изучения проблемы были отобраны исследования и результаты опросов по тематике исследования, а также ключевые правовые акты и документы, определяющие и регламентирующие процессы цифровой трансформации экономики в России. В ходе исследования использовался метод анализа для сравнения показателей цифровой грамотности граждан в период цифровой трансформации экономики, для определения и обобщения мер государственной и региональной политики в области образования, роли и опыта участия университетов в процессе преодоления барьеров на пути цифровой трансформации экономики и социальной сферы.
Результаты исследования. Определены барьеры на пути цифровой трансформации экономики, среди которых лидирует проблема кадрового дефицита и, как следствие, подготовки кадров. Выявлено, что индикатором готовности университета к цифровой трансформации может стать эффективность политики университета в области информационных технологий.
Обсуждение и заключение. Полученные результаты относятся к изменениям внутренней образовательной среды, а также содержания и формата образования и вносят вклад в развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики страны, стратегического планирования развития регионов, образовательного менеджмента. Материалы статьи могут быть полезны руководителям образовательных организаций высшего образования при формировании стратегии цифровой трансформации в аспекте трех миссий: образовательной, научной, воспитательной.
Copyright (c) 2022 А. В. Щипцова, И. Е. Поверинов, Е. А. Ильина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.