Перспективы постцифрового университета: анализ программных документов в сфере образования

  • Мадина Серикбековна Ашилова Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай Хана https://orcid.org/0000-0002-7634-7727
  • Алибек Серикбекович Бегалинов Международный университет информационных технологий https://orcid.org/0000-0001-7439-221X
  • Ольга Александровна Латуха Новосибирский государственный медицинский университет https://orcid.org/0000-0002-5449-2595
  • Юрий Викторович Пушкарев Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-5919-7221
  • Калимаш Капсамаровна Бегалинова Казахский национальный университет им. Аль-Фараби https://orcid.org/0000-0001-5575-5142
  • Елена Александровна Пушкарева Новосибирский государственный педагогический университет http://orcid.org/0000-0002-1857-6783
Ключевые слова: постцифровой университет, пандемия COVID-19, неолиберализм в образовании, цифровизация образования, философия образования

Аннотация

Введение. COVID-19 коренным образом изменил архитектонику глобального образовательного процесса. В то время как многие страны все еще анализируют последствия пандемии для образования, крупнейшие мировые учреждения и организации уже думают о его будущем. Цель статьи – на основе проведенного исследования выявить и обобщить перспективы развития постцифрового университета.

Материалы и методы. Проведен анализ ряда документов мировых организаций о дальнейших перспективах системы высшего образования во время и после пандемии COVID-19, а также официальных документов о системах образования в Российской Федерации и Республике Казахстан. Основным методом исследования является контент-анализ программных документов в области образования, а также обзор философской литературы 2020–2022 гг. о тенденциях развития постцифрового университета.

Результаты исследования. В ведущих мировых документах о будущем системы образования показано, что образование является главной движущей силой устойчивого развития. Однако пандемия COVID-19 привела к беспрецедентной дестабилизации всей мировой системы образования. Аналитические документы содержат идеи повышения жизнеспособности систем образования в интересах устойчивого развития, переосмысления образования и ускорения позитивных преобразований в преподавании и обучении. В них предложен ряд эффективных мер, основными из которых являются цифровая трансформация университетов, меры по поддержке научно-исследовательской деятельности университетов. Авторы предполагают, что цифровизация самого образовательного процесса, описанная в ведущих документах по образованию, не приведет ни к каким результатам, если только она не будет сопровождаться серьезными преобразованиями в содержании образования.

Обсуждение и заключение. В постцифровом университете необходима радикальная смена парадигмы, отказ от неолиберальной, стандартизированной, алгоритмической структуры университета, его переход к социально значимому, критическому, ответственному устройству. Новые технологии, как и цифровизация в образовании, должны быть не целью, а средством; только тогда станет возможным прогресс в образовании и значительные социальные преобразования. Практическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении стратегически важных в сфере образования программных документов о перспективах развития постцифрового университета.

Биографии авторов

Мадина Серикбековна Ашилова, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай Хана

ассоциированный профессор кафедры международных коммуникаций Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай Хана (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Муратбаева, д. 200), кандидат философских наук, доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7634-7727madina.almatytv@mail.ru

Алибек Серикбекович Бегалинов, Международный университет информационных технологий

ассоциированный профессор кафедры медиакоммуникаций и истории Казахстана Международного университета информационных технологий (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Манаса, д. 34/1), кандидат философских наук, доктор философии, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7439-221Xalibek557@inbox.ru

Ольга Александровна Латуха, Новосибирский государственный медицинский университет

доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья Новосибирского государственного медицинского университета (630091, Российская Федерация, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5449-2595latucha@mail.ru

Юрий Викторович Пушкарев, Новосибирский государственный педагогический университет

доцент кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), кандидат философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5919-7221pushkarev73@mail.ru

Калимаш Капсамаровна Бегалинова, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

профессор кафедры религиоведения и культурологии Казахского национального университета им. Аль-Фараби (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, пр-т. Аль-Фараби, д. 71), доктор философских наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5575-5142kalima910@mail.ru

Елена Александровна Пушкарева, Новосибирский государственный педагогический университет

профессор кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), доктор философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783pushkarev73@mail.ru

Опубликован
2022-10-06
Раздел
Экономическая социология