Перспективы постцифрового университета: анализ программных документов в сфере образования
Аннотация
Введение. COVID-19 коренным образом изменил архитектонику глобального образовательного процесса. В то время как многие страны все еще анализируют последствия пандемии для образования, крупнейшие мировые учреждения и организации уже думают о его будущем. Цель статьи – на основе проведенного исследования выявить и обобщить перспективы развития постцифрового университета.
Материалы и методы. Проведен анализ ряда документов мировых организаций о дальнейших перспективах системы высшего образования во время и после пандемии COVID-19, а также официальных документов о системах образования в Российской Федерации и Республике Казахстан. Основным методом исследования является контент-анализ программных документов в области образования, а также обзор философской литературы 2020–2022 гг. о тенденциях развития постцифрового университета.
Результаты исследования. В ведущих мировых документах о будущем системы образования показано, что образование является главной движущей силой устойчивого развития. Однако пандемия COVID-19 привела к беспрецедентной дестабилизации всей мировой системы образования. Аналитические документы содержат идеи повышения жизнеспособности систем образования в интересах устойчивого развития, переосмысления образования и ускорения позитивных преобразований в преподавании и обучении. В них предложен ряд эффективных мер, основными из которых являются цифровая трансформация университетов, меры по поддержке научно-исследовательской деятельности университетов. Авторы предполагают, что цифровизация самого образовательного процесса, описанная в ведущих документах по образованию, не приведет ни к каким результатам, если только она не будет сопровождаться серьезными преобразованиями в содержании образования.
Обсуждение и заключение. В постцифровом университете необходима радикальная смена парадигмы, отказ от неолиберальной, стандартизированной, алгоритмической структуры университета, его переход к социально значимому, критическому, ответственному устройству. Новые технологии, как и цифровизация в образовании, должны быть не целью, а средством; только тогда станет возможным прогресс в образовании и значительные социальные преобразования. Практическая значимость исследования заключается в анализе и обобщении стратегически важных в сфере образования программных документов о перспективах развития постцифрового университета.
Copyright (c) 2022 М. С. Ашилова, А. С. Бегалинов, О. А. Латуха, Ю. В. Пушкарев,К. К. Бегалинова, Е. А. Пушкарева
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.