Креативные стратегии развития современных городов: особенности, сущность понятия и подходы к их пониманию

Ключевые слова: креативная стратегия, индекс креативности, креативная акивность, городское культурное пространство, креативный класс

Аннотация

Введение. Креативные стратегии являются стратегиями активизации развития городского пространства, построены на инновационных проектах, как правило, с акцентом на активное развитие местной культуры, сохранение исторического наследия и опыта, развитие уникальности города, а также могут включать идеи «умного города». В городских пространствах стратегии реализуются по разному сценарию, поскольку города имеют отличающиеся культурные и инфраструктурные контексты. Цель статьи ‒ проанализировать подходы к пониманию креативных стратегий в градостроительной деятельности и управлении городскими пространствами, изучить опыт ряда креативных городов Российской Федерации, что позволит разработать мероприятия в рамках креативной стратегии как наиболее универсального и перспективного подхода к городской креативности.

Материалы и методы. Материалами исследования послужили результаты трудов авторов, изучающих различные аспекты и подходы к разработке и использованию креативных стратегий в рамках городской среды, занимающихся поиском перспективных универсальных стратегий, способствующих развитию потенциала культурной, социальной, экономической сферы креативного города. Диагностика состояния городской культурной среды, оценка креативной активности крупнейших российских городов, оценка креативных возможностей и угроз, обоснование приоритетов развития городской креативной среды выполнены на основе применения ретроспективного анализа, сравнения, синтеза, аналогии, обобщения. Подобный анализ способствует разработке мероприятий в рамках креативной стратегии по преодолению слабых сторон как препятствия и блокировке значимых угроз для развития городской среды.

Результаты исследования. Определены особенности современных креативных стратегий, построенных на основе концепции нового урбанизма. Дана сравнительная характеристика индексов креативности городских пространств, проанализированы проблемы их использования. Исследован опыт создания и реализации проектов креативного городского пространства российских городов. Проведен комплексный анализ внутренних и внешних факторов, существенных вызовов и значимых угроз для активного развития креативной сферы г. Краснодара, позволяющий разработать ряд мероприятий в рамках креативной стратегии.

Обсуждение и заключение. Исследование позволило определить подходы к пониманию креативных стратегий, построенных на инновационных идеях, творческом подходе к решению проблем с акцентом на развитие искусства, местной культуры, сохранении исторического наследия и уникальности городских пространств. Выводы и предложения по данному исследованию могут быть использованы в качестве универсальной матрицы для разработки мероприятий в рамках креативной стратегии развития современного городского пространства.

Биографии авторов

Елена Александровна Панина, Майкопский государственный технологический университет

кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник управления научной деятельностью Майкопского государственного технологического университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Кооперативная, д. 80/6), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4998-5333, len_le@mail.ru

Александра Владимировна Леонтьева, Адыгейский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета (385000, Российская Федерация, г. Майкоп, ул. Курганная, д. 303), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4084-1539, alex_pan_2008@mail.ru

Евгений Сергеевич Франченко, Кубанский государственный технологический университет

кандидат технических наук, доцент кафедры общественного питания и сервиса Кубанского государственного технологического университета (350072, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Московская, д. 2), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4400-6394, zamdekfood2013@yandex.ru

Опубликован
2023-12-26
Раздел
Социальная структура, социальные институты и процессы