Доступность образования в странах Центральной Африки (Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон и Чад)

  • Светлана Валентиновна Мурафа Московский педагогический государственный университет https://orcid.org/0000-0002-4819-660X
  • Массенгар Ронгар Нгетобай Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0009-0000-1513-6478
Ключевые слова: неравенство доходов населения, доступность образования, страны Центральной Африки, уровень охвата образованием, сокращение бедности, Камерун, Центральноафриканская Республика, Конго, Габон, Чад

Аннотация

Введение. Проблема доступности образования (начального, среднего, высшего) и неравенства доходов все еще остро стоит во многих африканских странах. Цель исследования ‒ проанализировать международные статистические данные, которые показывают сложную ситуацию с доступностью образования в странах Центральной Африки: Камеруне, Чаде, Центральноафриканской Республике, Конго, Габоне. Полученные данные необходимы для разработки практических решений эффективной помощи населению стран при получении доступного образования разными социальными слоями населения.

Материалы и методы. Проведен анализ официальных документов и научных источников. Поиск актуальных данных был осуществлен с использованием различных баз данных: UNdata, Academic Search Complete, Web of Science Core Collection, Education Source, E-Journals, ERIC, Google, Google Scholar, Springer за последние 5 лет. В анализе был сделан акцент на поиск официальной информации с данными от международных организаций ЮНЕСКО и Всемирного банка.

Результаты исследования. Выявлено, что в проанализированных странах Центральной Африки разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными очень значительна. В Камеруне и Габоне разрыв в доходах не такой большой, как в Чаде, Конго и Центральноафриканской Республике, поэтому начальный уровень охвата образованием в этих двух странах остается более высоким по сравнению с другими. Установлено, что в исследуемом регионе наблюдалось резкое сокращение числа студентов в высших учебных заведениях в период с 2010 по 2014 г. Выявлена одна из причин небольшого охвата высшим образованием в исследуемом регионе – недостаточность материального обеспечения большего числа населения и, как следствие, минимальная доступность высшего образования для молодого поколения. Доказано, что на данном экономическом этапе развития Камерун и Габон являются лидерами в сфере образования в странах Центральной Африки.

Обсуждение и заключение. Доступное образование необходимо для сокращения бедности и улучшения экономического роста, но высокая стоимость обучения в сочетании с ограниченным доступом означает, что многие дети остаются необразованными. Материалы исследования будут полезны как специалистам в области образования разных стран, так и ученым из других областей наук.

Биографии авторов

Светлана Валентиновна Мурафа, Московский педагогический государственный университет

кандидат психологических наук, заведующий сектором методического обеспечения Федерального ресурсного центра развития психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования (119121, Российская Федерация, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8), доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета (119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4819-660X, Researcher ID: C-8181-2016, Scopus ID: 54393816000, murafa.svetlana@gmail.com

Массенгар Ронгар Нгетобай, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

аспирант Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125993, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49), ORCID: https://orcid.org/0009-0000-1513-6478, mrnguetobaye@gmail.com

Опубликован
2024-07-09
Раздел
Социальная структура, социальные институты и процессы