Импортозамещение и параллельный импорт в различных регионах мира: экономико-правовой анализ
Аннотация
Введение. Импортозамещение является одной из ключевых задач российской политики и экономики последних десятилетий, что предопределяет актуальность ее изучения в других регионах мира для создания предпосылок наиболее эффективной интеграции ее в России. Еще в 2022 г. параллельный импорт в России начал легализоваться путем имплементации международного принципа исчерпания исключительных прав. Цель статьи – проанализировать различные региональные подходы к импортозамещению и параллельному импорту для последующей имплементации наиболее эффективных практик в нашей стране.
Материалы и методы. Объектом исследования являются институты, реализующие правовое регулирование импортозамещения и параллельного импорта в латиноамериканском, восточноазиатском, североамериканском и африканском регионах, в частности институт исчерпания исключительных прав на товарные знаки, принудительное лицензирование, в доктринальном и историческом аспектах. Проанализированы ключевые правовые акты России и зарубежных стран, касающиеся оформления политики импортозамещения и легализации параллельного импорта в наиболее представительных странах различных регионов мира. Изучены доктрины и судебная практика отдельных зарубежных стран, касающиеся импортозамещения, исчерпания исключительных прав, параллельного импорта и принудительного лицензирования.
Результаты исследования. Проведен анализ политики импортозамещения в различных регионах мира, который подтвердил целесообразность выработки в нашей стране собственного наиболее адекватного сложившимся реалиям пути внедрения импортозамещающих практик, в частности объединения тарифных и нетарифных методов протекционистского воздействия на экономику. Выявлено, что отечественная концепция исключительного права в настоящее время проходит этап трансформации с «проавторской» на некую «смешанную», придавая ей уникальность и самобытность. Законодательно национальный принцип закреплен в Гражданском кодексе Российской Федерации, однако судебная и административная, в частности таможенная, практика уже ориентируется на «прорыночную» модель, реализуя международный принцип исчерпания, заложенный в подзаконных актах.
Обсуждение и заключение. Полагаем целесообразным образование на уровне стран СНГ и других дружественных государств международных организаций, функции которых будут направлены на патерналисткое регулирование экономики стран-участниц и создание оптимальных условий для реализации политики импортозамещения. Полученные авторами данные имеют практическую значимость для представителей юридического, экономического, бизнес-сообщества, практикующих юристов, преподавателей и предпринимателей, а также представителей законотворческой инициативы.
Copyright (c) 2023 И. А. Емелькина, О. Н. Фомина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.