Оценка перспектив развития массовых открытых онлайн-курсов (МООС): SWOT-анализ (глобальное и региональное измерение)
Аннотация
Введение. Цифровые технологии способствуют быстрому развитию коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности общества. Массовые открытые онлайн-курсы в данном контексте ‒противоречивый феномен: он несет в себе не только положительные, но и негативные аспекты, особенно для развития региональных систем образования. Цель исследования ‒ проанализировать феномен МООС в его глобальном и региональном измерении, оценить его перспективы, выявить сильные и слабые стороны в его развитии.
Материалы и методы. Теоретическое исследование осуществляется в контексте системного подхода для максимальной проработки всех особенностей и закономерностей изучаемого феномена, являющегося системой. Основой исследования выступил метод SWOT-анализа, который способствовал выявлению положительных и отрицательных аспектов развития массовых открытых онлайн-курсов и определению возможностей и угроз систем онлайн-обучения для будущего развития сферы высшего образования (глобального и регионального уровней).
Результаты исследования. Выявлено, что открытые онлайн-курсы являются важным дополнением к традиционному университетскому образованию, выстроенному на основе общих форм, но работающих в рамках регионального измерения. Они позволяют повысить уровень знаний и компетенций в различных отраслях и вне территориальных границ, выстраивая специфичные онлайн-сообщества. Также определено, что онлайн-курсы многими участниками рассматриваются не как специфическое дополнение к традиционной форме образования, а как его реальная альтернатива. Авторами выявлены скрытые, непроявленные слабые черты системы МООС, которые вместо ожидаемых демократизации образования и просвещения могут привести к прямо обратному результату – деградации и новому витку мирового образовательного кризиса. Научная новизна обусловлена темой исследования, поскольку феномен МООС – молодой и еще крайне малоизученный в научно-исследовательской литературе.
Обсуждение и заключение. Обобщается специфика проявлений открытой системы знаниевой коммуникации (глобальное и региональное измерение). Практическая значимость исследования заключается в анализе и структурировании проблем развития онлайн-образования. Статья будет полезна всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов развития современной системы образования (как регионального, так и глобального уровней ее формирования).
Copyright (c) 2024 М. С. Ашилова, А. С. Бегалинов, Ю. В. Пушкарев, И. Ю. Пушкарева, К. К. Бегалинова, Е. А. Пушкарева
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.