Оценка перспектив развития массовых открытых онлайн-курсов (МООС): SWOT-анализ (глобальное и региональное измерение)

  • Мадина Серикбековна Ашилова Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай Хана https://orcid.org/0000-0002-7634-7727
  • Алибек Серикбекович Бегалинов Международный университет информационных технологий https://orcid.org/0000-0001-7439-221X
  • Юрий Викторович Пушкарев Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0001-5919-7221
  • Ирина Юрьевна Пушкарева Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0009-0008-6344-1694
  • Калимаш Капсамаровна Бегалинова Казахский национальный университет им. Аль-Фараби https://orcid.org/0000-0001-5575-5142
  • Елена Александровна Пушкарева Новосибирский государственный педагогический университет https://orcid.org/0000-0002-1857-6783
Ключевые слова: global social systems, regional changes in social systems, MOOCs, open online communities, SWOT analysis, prospects for the development of education, information development of society, aspects of regional systems, open communication system, digital communication technologies

Аннотация

Введение. Цифровые технологии способствуют быстрому развитию коммуникаций в различных сферах жизнедеятельности общества. Массовые открытые онлайн-курсы в данном контексте противоречивый феномен: он несет в себе не только положительные, но и негативные аспекты, особенно для развития региональных систем образования. Цель исследования ‒ проанализировать феномен МООС в его глобальном и региональном измерении, оценить его перспективы, выявить сильные и слабые стороны в его развитии.

Материалы и методы. Теоретическое исследование осуществляется в контексте системного подхода для максимальной проработки всех особенностей и закономерностей изучаемого феномена, являющегося системой. Основой исследования выступил метод SWOT-анализа, который способствовал выявлению положительных и отрицательных аспектов развития массовых открытых онлайн-курсов и определению возможностей и угроз систем онлайн-обучения для будущего развития сферы высшего образования (глобального и регионального уровней).

Результаты исследования. Выявлено, что открытые онлайн-курсы являются важным дополнением к традиционному университетскому образованию, выстроенному на основе общих форм, но работающих в рамках регионального измерения. Они позволяют повысить уровень знаний и компетенций в различных отраслях и вне территориальных границ, выстраивая специфичные онлайн-сообщества. Также определено, что онлайн-курсы многими участниками рассматриваются не как специфическое дополнение к традиционной форме образования, а как его реальная альтернатива. Авторами выявлены скрытые, непроявленные слабые черты системы МООС, которые вместо ожидаемых демократизации образования и просвещения могут привести к прямо обратному результату – деградации и новому витку мирового образовательного кризиса. Научная новизна обусловлена темой исследования, поскольку феномен МООС – молодой и еще крайне малоизученный в научно-исследовательской литературе.

Обсуждение и заключение. Обобщается специфика проявлений открытой системы знаниевой коммуникации (глобальное и региональное измерение). Практическая значимость исследования заключается в анализе и структурировании проблем развития онлайн-образования. Статья будет полезна всем интересующимся вопросами исследования теоретических и практических аспектов развития современной системы образования (как регионального, так и глобального уровней ее формирования).

Биографии авторов

Мадина Серикбековна Ашилова, Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай Хана

кандидат философских наук, доктор философии, ассоциированный профессор кафедры международных коммуникаций Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай Хана (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Муратбаева, д. 200), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7634-7727, madina.almatytv@mail.ru

Алибек Серикбекович Бегалинов, Международный университет информационных технологий

кандидат философских наук, доктор философии, ассоциированный профессор кафедры медиакоммуникаций и истории Казахстана Международного университета информационных технологий (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Манаса, д. 34/1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7439-221X, alibek557@inbox.ru

Юрий Викторович Пушкарев, Новосибирский государственный педагогический университет

кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5919-7221, pushkarev73@mail.ru

Ирина Юрьевна Пушкарева, Новосибирский государственный педагогический университет

магистрант Института непрерывного образования, старший лаборант Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0009-0008-6344-1694, irina.phr@mail.ru

Калимаш Капсамаровна Бегалинова, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения и культурологии Казахского национального университета им. Аль-Фараби (050001, Республика Казахстан, г. Алматы, пр. Аль-Фараби, д. 71), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5575-5142, kalima910@mail.ru

Елена Александровна Пушкарева, Новосибирский государственный педагогический университет

доктор философских наук, профессор кафедры права и философии Новосибирского государственного педагогического университета (630126, Российская Федерация, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1857-6783, pushkarev73@mail.ru

Опубликован
2024-03-25
Раздел
Социальная структура, социальные институты и процессы