Системная оценка Транскаспийского маршрута международного транспортного коридора «Север ‒ Юг» методом динамического норматива

Ключевые слова: международный транспортный коридор «Север ‒ Юг», модель динамического норматива, Транскаспийский коридор, эффективность товаропотока, международная торговля, транспортировка грузов

Аннотация

Введение. Оценка объема и структуры торговли представляет собой сложную задачу, особенно когда цель такой оценки состоит в том, чтобы найти «узкие места» и устранить их. Методические подходы к решению таких задач существенно различаются, включают достаточно сложные методы, такие как объектно-ориентированное программирование, сетевые модели и т. д., что позволяет отразить дискретный характер товаропотока. Тем не менее с учетом особой роли международной инфраструктуры в современной мировой экономике решение этой задачи представляется актуальным и имеет прикладную значимость. Цель исследования ‒ разработать методологию дискретной, высокочастотной оценки объема транзита товаров по Транскаспийскому маршруту международного транспортного коридора «Север ‒ Юг».

Материалы и методы. Методология работы состоит из двух частей – обработки данных и их систематизации и моделирования функционирования международного транспортного коридора с использованием метода динамического норматива для товарных потоков. Первая часть необходима из-за ограниченности данных о товарах, перевозимых по международному транспортному коридору. Во второй части коридор поделен на участки и проанализировано изменение товарооборота по каждому из них методом динамического норматива.

Результаты исследования. Оценены барьеры развития Транскаспийского коридора и заинтересованность участников в его функционировании. Разработан инструментарий оценки функционирования коридора, учитывающий узкое место при транспортировке грузов через Иран. Проведена обработка статистических данных, выявлены проблемные периоды и участки коридора. Сформулированы рекомендации по развитию Транскаспийского и международного транспортного коридоров в современных условиях.

Обсуждение и заключение. Основные результаты и выводы исследования включают авторскую систему мониторинга и балансирования товаропотока по коридору, выявление дисбалансов функционирования Транскаспийского и международного транспортного коридоров как системы и возможных решений по их выравниванию. Исследование имеет практическую значимость для логистических предприятий, компаний финансового сектора российских экспортеров и органов власти экономического блока.

Биографии авторов

Виктория Вадимовна Перская, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

доктор экономических наук, профессор, директор Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125167, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1988-4374, Researcher ID: HII-7219-2022, Scopus ID: 57197793892, vprofessor7970@gmail.com

Федор Игоревич Аржаев, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (125167, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2986-3235, Researcher ID: KAZ-9367-2024, Scopus ID: 58037855500, arzhaevfedor@gmail.com

Яньмин Ван, Шэньчжэньский университет

кандидат экономических наук, главный специалист и председатель Союза инвестиций и торговли с Россией и странами Средней Азии Шэньчжэньского университета (518060, Китай, Гуандун, г. Шэньчжэнь, район Наньшань, б-р Наньхай, д. 3688), ORCID: https://orcid.org/0009-0005-8108-9354, Researcher ID: GXG-3765-2022, Scopus ID: 55734018900, infochina@mail.ru

Опубликован
2024-07-11
Раздел
Экономическая социология